Банкротство НПО «Мостовик»: когда не спасает лобби Грефа
Приморский океанариум не достроен, Русский мост и Олимпийские объекты повязли в омуте скандалов, омская окружная дорога не сдана, на месте Красногорского гидроузла – заброшенная строительная площадка, – вот результаты многолетней работы строительной империи ООО «НПО «Мостовик». Благодаря высоким покровителям, среди которых называют главу сбербанка Германа Грефа и омского губернатора Виктора Назарова, директору «Мостовика» Олегу Шишову удалось построить гигантскую «госконтрактную» пирамиду. Шишов сейчас за решеткой, под следствием несколько чиновников-исполнителей. Никто из руководителей, отдававших миллиардные заказы «Мостовику» не пострадал. На начало этого года долги «Мостовика» оценивались в 80 млрд рублей, среди которых затерялся миллиард невыплаченных налогов. Причиной банкротства «Мостовика» называют неэффективный менеджмент. Журналисты ПАСМИ разбирались в самых ярких эпизодах жизни «Мостовика», пытаясь понять, где основание, а где верхушка строительной пирамиды.
Строительная монополия в Омском регионе
В далеком 1982-ом строительный гигант «Мостовик» был студенческим конструкторским бюро при Сибирском автомобильно-дорожном институте. Молодой талантливый инженер Олег Шишов возглавил бюро, одновременно он преподавал в родном СибАДИ, а среди его студентов числился не менее талантливый Евгений Греф – старший брат Германа Грефа. В советское время «Мостовик» звезд с неба не хватал, а уже после 91-го начался уверенный взлет компании. В работе руководителю «Мостовика» Олегу Шишову помогал губернатор Омской области Леонид Полежаев. Об этом Леонид Константинович не раз признавался в своих интервью. Так в 2011году «Мостовик» стал единственным участником и автоматически победителем аукциона на строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Стоимость контракта составила 8,6 млрд рублей, а это практически 14% годового бюджета субъекта. 5,2 млрд рублей «Мостовику» выплатили, однако строительство легендарного гидроузла так и не было закончено. Примечательно, что договор с подрядчиком расторгнут лишь в мае этого года. Теперь «Мостовик» должен убрать с территории стройплощадки всю технику и оборудование, если таковые там, конечно, остались. Уже полтора года строительные работы не ведутся, а область тратит порядка 2 млн в год только на охрану объекта – чтобы не разворовали то, что осталось от крупнейшего проекта. Гидроузел, по мнению региональных экспертов, должен был решить глобальную проблему судоходства и водоснабжения региона. Но, видимо, проблема была не такой и глобальной.
Куда острее обстояла ситуация на суше. Омску, как и многим городам-миллионерам в условиях расширения инфраструктуры, была необходима окружная дорога. Она позволила бы решить проблему с пробками и разгрузить город от лишнего транспорта. Контракт на выполнение работ на участке Федоровка-Александровка был отдан ООО «НПО «Мостовик» 11 января 2013 года. Из 1,8 млрд (полная стоимость контракта) «Мостовик» получил 1,2 млрд рублей. Что было потом, мы с вами знаем. На Шишова завели дело о мошенничестве при строительстве трассы, а министру финансов Рите Фоминой и экс-министру развития транспортного комплекса Омской области Олегу Илюшину были предъявлены обвинения по статье «Превышение полномочий». По версии следствия, в 2013–2014 годах министр развития транспортного комплекса региона Олег Илюшин подписал ряд документов, на основании которых в НПО «Мостовик» было перечислено более 1,2 млрд рублей. По данным следователей, чиновники незаконно предоставили денежные средства руководителю «Мостовика» Олегу Шишову для перекредитования в банке. Уже тогда, задолго до начала Олимпиады, Шишов начал вкладывать деньги заказчиков в собственные долги, а не в объекты, который получал постоянно.
За время работы Виктора Назарова в должности главы региона все самые крупные заказы отдавались «Мостовику». Одни заказы стал своеобразным наследством от Полежаева, другие отдавались то ли по инерции, то ли потому, что Герман Греф и Виктор Назаров со времен института сохранили теплые отношения, так что лоббировать Шишова могли и старый губернатор, и старый друг нового губернатора. Всего с 2011 года «Мостовик» получил 21 контракт на общую сумму 12 600 764 071 рублей.
При этом супруга Олега Шишова Тамара не слишком лестно отзывается о губернаторе Викторе Назарове. «Назаров, наверное, думает больше о себе. По-моему, он просто боится поддерживать такого человека и такую компанию», — заявила Тамара Шишова в одном из своих интервью. Хотя Виктор Назаров лично дал слово найти работу уволенным сотрудникам предприятия. Однако, сотрудников не каждого разорившегося ООО обещает трудоустроить глава региона.
По сей день дорога вокруг Омска не построена, окончание строительства запланировано на 31 октября 2015 года, хотя первоначально открыть дорогу хотели в июле 2014 года. Новым подрядчиком стало ДРСУ-6, первый этап строительства уже полностью оплачен.
Русский мост – от материка до нового заказа
В 2008 году началось строительство скандально-легендарного моста от Владивостока до острова Русский. Русский мост, как потом прозвали крупнейший объект, проектировало НПО «Мостовик», оно уже участвовало в строительстве в качестве субподрядчика. Общая стоимость контракта составила 32 млрд 201 млн рублей. Еще 48,5 млн «Мостовик» получил за авторский контроль над строительством. 96 млн были украдены в виде металлоконструкциий. По версии следствия, хищение организовал бывший сотрудник службы безопасности «НПО Мостовик» Рафаэль Джавадов. Строительство моста сопровождалось многочисленными скандалами. Так министр транспорта РФ Игорь Левитин назвал мост на остров Русский самым уникальным и сложным объектом во всей практике мостостроения в России и в мире, а экс-замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что «весь мост надо разобрать и заново построить». Как бы то ни было, но, когда встал вопрос о выборе генподрядчика для строительства океанариума, Управление делами Президента отдало предпочтение «Мостовику». Во-первых, ресурсы компании уже были на месте, во вторых, именитые подрядчики попросту отказывались участвовать в строительстве, после изучения проектной документации большинство из них сходилось во мнении, что объект слишком сложный и трудозатратный. Олега Шишова это не остановило. Уже имея долги, амбициозный инженер принялся за новый проект. «Мостовик» трудился без нареканий ровно месяц, пока не начались работы на сочинских объектах. Уже через месяц стало понятно, что «Мостовик» не отрабатывает перечисленные авансы. Несмотря на это, Управление делами Президента продолжало перечислять ему деньги. Так же, как перечисляла омский министр Рита Фомина, когда работы уже фактически не велись.
Олимпиада: главное не победа, главное — участие
В конце 2013 года Шишов перебрасывает все силы и, по видимости, финансы на Олимпиаду. О том, что у него есть и другие заказы не менее федерального значения, азартный строитель забывает напрочь. Всего «Мостовик» взял подрядов на 70 млрд рублей. Однако, по признанию самого Шишова, «Мостовик» на Олимпиаде был не только подрядчиком, но и инвестором, и заработать у него не получилось. Чуть больше месяца прошло после победоносных Олимпийских игр, и Шишов заявил о проигрыше компании. В один момент, как будто ничто не предвещало беды. Как будто не знали отдававшие Шишову заказы высокопоставленные чиновники, что долговая яма «Мостовика» уходит вглубь больше, чем подпорные стенки санно-бобслейной трассы, которая, в том числе (по расхожей версии) подкосила предприятие.
«У «Мостовика» уже нет денег везти туда (на площадку океанариума – прим. ред.) людей, потому что сочинские стройки совершенно их обескровили. Если бы их так не подкосила Олимпиада, они бы за свой счет этот океанариум достроили. Но у них уже просто не было никаких средств», — рассказала Тамара Шишова в интервью изданию «СуперОмск». Однако супруга арестованного на тот момент основателя стройимперии не уточнила, почему, собственно, деньги на постройку «Океанариума» ушли на строительство сочинских объектов.
Непонятно также, каких сотрудников собирался привезти Шишов, возможно, тех, кто за свой счет пытался уехать с острова, так и не получив обещанных денег. Всего, по версии следствия, Шишов не заплатил сотрудникам порядка полумиллиона рублей. При этом 6000 человек из 20 000 штата собрали подписи в поддержку предприятия.
2 июня 2015 года компанию отдали под руководство конкурсного управляющего. Эксперты предрекают скорую гибель «Мостовика», полагая, что ровно через полгода от компании с огромным штатом, ничего не останется. Сколько людей сейчас реально трудится в «Мостовике», подсчитать сложно. Эту информацию мы могли бы уточнить на официальном сайте «Мостовика», но ресурс оказался временно заблокирован. На главной странице крупнейшей строительной компании с поистине легендарной историей красуется надпись: «Владелец ресурса не продлил услугу хостинга». Денег, видимо, не хватило.
Кредитное основание финансовой пирамиды
«За право кредитования Шишова была самая настоящая драка. У «Мостовика» при этом реальных активов, которые он мог дать в обеспечение, – два завода и офис. Все!» — заявил финансовый аналитик Владимир Копман. Банки выдавали кредиты «Мостовику» под залог выручки, которой после окончания Олимпиады фактически не осталось. Еще со времен строительства гидроузла у «Мостовика» накапливались долги, которые он гасил, получая новые заказы. По закону пирамиды такая схема должна была в один момент лопнуть.
Остается только догадываться, зачем Сберабанк выкупил 51% процент акций компании за месяц до обращения Шишова в суд с заявлением о самобанкротстве. И зачем 20% акций разваливающейся компании Сбербанк взял еще через месяц? Возможно, такая сделка могла спасти положение Шишова, однако этого не случилось. Возможно, являясь основным кредитором «Мостовика» Сбербанк пытался вернуть хотя бы часть заемных денег, и средства, отданные по банковским гарантиям за недостроенные объекты. А вернуть деньги Сбербанку было просто необходимо. Ведь если, например, «Альфа-банк» кредитовал «Мостовик» под 12,8% годовых, а в 2012-2013гг. и вовсе снизил ставку до 11,1%, то Сбербанк отдавал Шишову деньги под огромный процент – 35,7, а в 2012-2013 гг. повысил этот процент до 37,5%.
Откуда такая разница в процентах? Специалисты в строительной сфере утверждают, что предприятия редко берут кредит под такой огромный процент, тем более, когда в другом банке процент займа ниже в три раза. «Мостовик», получая авансы от заказчиков, большую часть денег выплачивал Сбербанку в виде процентов по ранее полученным кредитам. Таким образом, можно предположить, что Сбербанк не меньше самого «Мостовика» был заинтересован в получении новых контрактов на строительство. Только за 2013 год «Мостовик» отдал Сбербанку порядка 1,7 млрд рублей – и это только проценты по кредитам. Не только Шишов, но и те, кто лоббировал его на самом высоком уровне, надеялись, что пирамида в ближайшее время не рухнет. Перед арестом Шишова готовился к подписанию новый договор на реконструкцию корейских железных дорог. Но, когда глава строительной империи оказался за решеткой, переговоры резко прекратились. Возможно, если бы не вскрылись хищения на проекте «Приморский океанариум», то цепочка, выстроенная Шишовым и его покровителями, не порвалась.
Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале