Анатолий Голубев: «Мне жаль, что гражданский долг превращают в товар»
Новый законопроект о защите лиц, сообщивших о фактах коррупции, вызвал жаркие споры среди экспертов. Стоит ли изобретать новые законы, когда в Росси уже создана достаточная правовая база для защиты заявителей о преступлениях? «Эти законы не работают на практике», — кричат сторонники очередного законопроекта. «А что заставит новые нормы работать?» — парируют оппоненты. Можно ли исполнять свой долг за деньги? За высчитанный процент от масштабов героически предотвращенного воровства? Альтернативную точку зрения ПАСМИ высказал председатель общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолий Голубев.
ПАСМИ: Законопроект о защите заявителей о коррупции — в нем предусмотрены реальные меры защиты добропорядочных граждан или это очередной способ манипуляции законом?
Анатолий Голубев: В данном законопроекте вопрос о защите добропорядочных граждан не идет вообще, речь идет исключительно о чиновниках, которых необходимо защищать и финансово стимулировать за сообщения о коррупционных преступлениях. Добропорядочный гражданин считает это своим долгом и делает это не за вознаграждение, а по убеждению, но, как правило, эти обращения игнорируются простыми отписками или направляются на рассмотрение тем, на кого эти жалобы были написаны, что ставит добропорядочных граждан еще в более сложную ситуацию.
ПАСМИ: У нас существует ФЗ 119, эксперты говорят, что он слабо работает и не решает проблемы защиты свидетелей. На Ваш взгляд, новый законопроект ждет такая же судьба?
Анатолий Голубев: Эксперты совершенно правы. Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «Огосударственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» практически не работает, как не работает подавляющее число других законов. Совершенного законодательства нет ни в одной стране мира, но при этом есть страны, где эти законы работают, а есть, где нет. Прежде всего, это характерно для стран, в которых гражданское общество и гражданская солидарность недостаточно развиты, а эффективность институтов демократии – невысока. Чаще всего подобная ситуация наблюдается в странах с невысоким уровнем благосостояния и образования у основной части населения, а также там, где наблюдается достаточно высокое отчуждение власти от общества. Именно эти факторы позволяют разрабатывать и принимать законы, учитывающие прежде всего интересы государственных ведомств, а интересы общества при этом отодвигаются на второй план.
Основной проблемой сегодня является не то, сколько у нас законов и какие они, а то, что эти законы не работают или работают выборочно.
ПАСМИ: Среди экспертов есть серьезные разногласия в вопросе материального стимулирования заявителей. Заявление о преступлении — это гражданский долг человека. На Ваш взгляд, должно ли денежное вознаграждение стимулировать граждан соблюдать закон? Насколько оправдано и эффективно использование такого вознаграждения?
Анатолий Голубев: Сегодня каждое государственное учреждение разработало и внедрило в своем ведомстве положение об антикоррупционной политике, согласно которому каждый служащий и так обязан сообщать обо всех известных ему фактах коррупционных проявлений. Более того, общество платит чиновнику заработную плату именно за то, что бы он стоял на защите интересов этого общества. Так что сообщать о коррупции — это его долг и гражданский, и служебный. Мне искренне жаль, что такие морально-нравственные ценности, как гражданский долг, честность, порядочность превращаются в товар, и мы вынуждены сегодня их измерять в денежном эквиваленте, более того, предлагаются на рассмотрение вопросы процентного соотношения, ведутся активные дискуссии, кому и сколько выплачивать за честность. Могу сказать только одно — если есть вещи, которые можно купить, значит, их можно продать.
ПАСМИ: Какие предложения Вы внесли бы в законопроект? Каким образом нужно доработать законопроект, чтобы меры защиты действовали на практике?
Анатолий Голубев: Я считаю, что мы должны строить правовое государство и в нашей стране на первом месте должен стоять единый для всех закон, а не политическая воля для избранных. Любой человек, идущий работать на госслужбу, не перестает быть гражданином Российской Федерации и не должен находиться в привилегированном положении по отношению к другим гражданам, а, значит, его конституционные права должны соблюдаться так же, как и права всех остальных членов нашего общества. Мы платим налоги и содержим на них огромное количество контролирующих и надзирающих органов именно для того, чтобы они стояли на защите интересов государства и наших с вами конституционных прав. Зачем изобретать велосипед, ведь если заставить эффективно работать Федеральный закон РФ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статью 316 УК РФ об укрывательстве преступлений, то все сразу встанет на свои места. Правда, это лишит возможности отдельных представителей депутатского корпуса делать себе пиар на нуждах и бедах своего народа, выдвигая разного рода скандальные законодательные инициативы, но зато восторжествует законность, ведь именно для этого мы их и избирали.
Беседовала Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале