Подчиненные Чайки и Бастрыкина перебороли коррупцию
Редакция ПАСМИ уже публиковала материалы об абсурдности предъявления ст.210 УК РФ сотрудникам ГУЭБиПК и существующих коллизиях российского законодательства в вопросах регулирования провокаций и оперативных экспериментов. Также ПАСМИ говорило и о возможных причинах уголовного преследования гуэбовцев, после того как они выявили миллиардные нарушения экс-главы управделами президента Владимира Кожина, руководства «Мастербанка» и возникшего конфликта на этой почве генерала Сугробова с Игорем Деминым (УСБ ФСБ).
Здесь ПАСМИ расскажет об одном эпизоде дела по обвинению генерала Сугробова сотрудниками СК РФ, который меняет представление о борьбе с коррупцией в России. Эпизод о том, как члена Совета Федерации Александра Коровникова и директора департамента Счетной палаты РФ Александра Михайлика поймали с поличным, Коровников во всем признался и согласился сотрудничать с оперативниками, а Михайлика привлекли к уголовной ответственности. Но вдруг произошло чудо. Иначе и не назовешь: одни следователи и прокуроры обвиняли Коровникова и Михайлика в преступлении, а другие сделали их потерпевшими, превратив гуэбовцев в провокатотов и преступников. Интересно, что сейчас эти чиновники продолжают доблестный путь служению народу. Читайте материал и смотрите эксклюзивное видео о «провокаторах» и их жертвах.
Организовать наказание внеплановой проверкой ФГУПа
Итак, в сентябре 2013 года по подозрению в посредничестве во взяточничестве был задержан член Совета Федерации от Новгородской области Александр Коровников, а затем в рамках того же дела арестован директор департамента Счетной палаты РФ Александр Михайлик, который стал очередной жертвой провокации.
По версии, выдвигавшейся следствием, знакомый Коровникова – бывший член экспертного совета Счетной палаты Сергей Закусило – вызвался помочь бизнесменам из ООО «Лаарди», которое занимается проектированием и строительством стадионов и спортивных объектов. Таких помощников на жаргоне представителей правовой сферы называют решальщиками. У Закусило были большие связи в разных министерствах и ведомствах, и его помощь в решении вопроса заключалась в следующем: нужно было провести внеплановую проверку ФГУП «Спорт-инжиниринг». Это должно было стать неким наказанием за то, что ФГУП не допустило ООО «Лаарди» к организации и подготовке чемпионата мира по футболу в 2018 году.
По версии, которая была выдвинута следствием, Закусило оценил свою помощь в 12,5 млн рублей, пять из которых должно было лечь в карман посредника – Александра Коровникова.
Однако бизнесмены из ООО «Лаарди» передумали и обратились в МВД. И с этого момента, согласившись на сотрудничество с оперативниками, каждый свой шаг Закусило делал под их контролем.
Редакция ПАСМИ воспользовалась копиями видеоматериалов, полные записи которых выложены в интернете.
В этой статье будут использованы фрагменты четырех роликов с участием Закусило, Коровникова и Михайлика.
«Давай еще больше таких тем, побольше таких тем!»
Итак, первый ролик: в кадре Коровников, его снимают две камеры: одна – в чемодане Закусило, вторая прикреплена к его одежде. На видео записан их разговор о деталях проведения проверки «Спорт-Инжиниринга» и об авансе, который Закусило за нее получил.
Коровников: «Ты мне скажи, что нужно?»
Закусило: «Значит, они меня вызвали сегодня. Я им озвучил нашу тему, что надо еще добавить «документации», и они согласились еще пятерку добавить. Они сказали: «спасибо, мы наслышаны, что там уже жесткая проверка прошла». А я им говорю: «Так работаем же!»
Коровников: «Плохого, сильно плохого ничего нет!» [по смыслу Коровников говорит о том, что проведенная проверка серьезных нарушений на предприятии не обнаружила]
Закусило: «Они мне пятерку отдали, а десятку, сказали, потом отдадут. Сказали, что прокуратуры не надо, ничего не надо, дайте нам просто копию акта и все, больше ничего. Фу, слава богу!» [Перекрестился]
Коровников: «Постараемся его [акт] сделать максимально плохим, максимально! Но в прокуратуру не пойдет, точно? Все! Акт отдам тебе… таааак… давай акт отдам тебе 30-го, в понедельник»
Затем собеседники идут в туалет. По пути они продолжают непринужденно беседовать, и сенатор просит предлагать ему и другие «новые темы» для подобного заработка.
Коровников: «А ты, когда я заберу акт, — и ты им отдашь акт, заберешь еще десятку».
Закусило: «Угу»
Коровников: «Там твой интерес есть?»
Закусило: «Ну я сказал 10%»
Коровников: «Ну и все. Так-с это получается, сколько?»
Закусило: «Миллион-полтора»
Проходят в туалет. Пауза.
Коровников: «А?»
Закусило: «Полтора»
Коровников: «Ну полтинник, да, понял. /Неразборчиво/ наших или?»
Закусило: «Наших!»
Коровников: «Давай еще больше таких тем, побольше таких тем!»
Закусило: «Постараемся».
Коровников: «А?»
Закусило: «Постараемся, говорю. Сейчас осень началась — началась ротация кадров».
Собеседники возвращаются в кабинет сенатора, и Закусило перекладывает в сумку Коровникова деньги, а сенатор пересчитывает «один, два, три, четыре, пять». На протяжении всего разговора интонация голоса выдает оживление Коровникова: создается впечатление, что он очень доволен.
«Ребята, я член Совета Федерации! Вы не имеете права»
Но радость его не долга: буквально через несколько минут — задержание Коровникова, тут же, в его кабинете. В третьем ролике зафиксировано, как Коровников объясняет гуэбовцам появление у него крупной суммы: он только что договорился с Закусило о продаже своего старого мерседеса и взял аванс. Обратите внимание на работу оперативников: они спокойно и убедительно зачитывают сенатору содержание ст.449 УПК о правомочности задержания лиц с правовым иммунитетом на месте преступления и подробно объясняют ему порядок своих действий. Но Коровников предупреждает: «Ребята, я член Совета Федерации!».
Забегая вперед, отметим, что статус, которым прикрывался Коровников, сработал: лишить неприкосновенности и предъявить обвинение Коровникову так и не смогли.
Тем не менее, в день задержания Коровников полностью признал свою вину и согласился сотрудничать со следствием. Но на самом деле, конечной целью расследования было руководство Счетной палаты и, в частности, аудитор ведомства Сергей Агапцов. Директора департамента Счетной палаты РФ Александра Михайлика гуэбовцы собирались изобличить как посредника в передаче взятки.
«Давай так: три тебе и мне два… я с начальником поделюсь тогда»
В тот же день Александр Коровников встретился с Александром Михайликом и вручил ему 3 млн рублей. При передаче денег между А.В.Коровниковым и А.Г.Михайликом состоялся такой диалог.
Коровников: «Вот смотри… по этой компании. Ребята принесли для нас пять»
Михайлик: «У меня решения нет. Я посмотрю сегодня все наши документы…»
Михайлик: «Так и чё? Мы сейчас с тобой … я … только с тобой ….. восемнадцать. Всё. Ничего больше. У нас ничего больше нет. Другой вопрос — поставить их в план и в следующем году долбануть. Это можно сделать. Давай так поступим»
Коровников: «Давай. Да»
Михайлик: «Поставим их сейчас в план. Дадим и вам. Напишем, что поздно обратились. Зацепиться есть за что. У нас письмо Главгосэкспертизы. Есть письмо Главгосэкспертизы. Они у вас смотрят это письмо – там прицепляются, обращаются»
Коровников: «Хорошо»
Михайлик: «И мы на следующий год их включаем. И все делаем»
Коровников: «Хорошо»
Михайлик: «Идет?»
Коровников: «Да. Давай так, три тебе и мне два»
Михайлик: «Хорошо»
Коровников: «Да? Пять дали. Ну пополам давай»
Михайлик: .»… я с начальником поделюсь тогда»
Коровников: «Да»
Михайлик: «Я начальнику отдаю тогда?»
Коровников: «Да»
Михайлик: «Прямо на улице? Вы что?!»
Коровников: «А что?»
Михайлик: «Пошли зайдем туда»
Коровников: «…так это твой миллион …»
Михайлик: «Ну мы тогда с начальником поговорим, как дальше делать. Хорошо?»
Коровников: «Да. Письмо, самое главное, дай»
Михайлик: «Письмо пришло нам, где завышенные объемы»
Коровников: «Да»
Михайлик: «… У нас секретная книга … скрыли сразу …»
Через несколько дней сенатор расскажет в интервью НТВ , как он вместе с сотрудниками ГУЭБиПК МВД России участвовал в оперативно-розыскных мероприятиях по задержанию Михайлика. И уточнит при этом, что они не только никогда не были друзьями, но и знакомы-то были всего несколько лет (а при задержании гуэбовцами Коровников называл оперативникам период дружбы – 25 лет).
Позже Коровников с Михайликом выдвинут версию о том, что последний как раз накануне обращался к сенатору за финансовой помощью: он якобы просил у Коровникова в долг 3 млн рублей на покупку очередной квартиры.
Бывшая жена Александра Михайлика в ночь его задержания покончила с собой. С женой Александр Михайлик развелся, предварительно записав на нее все имущество. Но жили они по-прежнему вместе, зато Михайлику не приходилось включать информацию о доходах жены в свою декларацию о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера .
К чему прикатились
Александр Коровников, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | Александр Михайлик, бывший руководитель департамента Счетной палаты | |
Правовой статус | потерпевший | уголовное дело прекращено, потерпевший |
Профессиональная деятельность | член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (следователям удалось собрать достаточно доказательств, чтобы запросить лишения члена Совета Федерации неприкосновенности, но Генпрокуратура отказала следствию в этом ходатайстве). | Заместитель руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). |
Иски к ГУЭБиПК МВД России | Иск на 1 рубль о компенсации морального вреда за то, что его имя звучало в СМИ в негативном контексте | иск на 100 млн рублей за свое незаконное уголовное преследование и гибель жены |
Еще интересный момент: чиновники не побрезговали подать иски к МВД РФ о компенсации морального вреда. Может, таким образом они намерены компенсировать свои расходы на оплату «чуда»?
Андрей Рязанов, Алена Подлесных
Читать также:
Не ловишь мышей? Лови генералов!
Вопросы о самом громком деле в правоохранительных органах
Мифы в информационной войне против ГУЭБиПК МВД России
Денис Сугробов: «Против ГУЭБиПК ведется информационная война в лучших ее традициях»
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале