Денис Сугробов: «Успехи сотрудников ГУЭБиПК в борьбе с «обналом» нам не смогли простить»
Первое Антикоррупционное СМИ предлагает вниманию читателей эксклюзивные публикации. В течение нескольких дней ПАСМИ будет размещать материалы, автор которых – генерал Сугробов, бывший руководитель ГУЭБиПК МВД РФ. Вместе со своими подчиненными Денис Сугробов находится в СИЗО Лефортово, оттуда он и переслал подробные ответы на вопросы ПАСМИ. В этом материале Денис Сугробов рассказывает о борьбе сотрудников Главка с рынком «черного нала», о том, как выстроена система «обнала», сколько платят банкиры правоохранителям за общее покровительство, о том, кому из УСБ ФСБ сотрудники ГУЭБиПК «перешли дорогу», разрабатывая «Мастер-Банк», а также почему задержание «обнальщиков» уровня Сергея Магина негативно влияет на весь теневой сектор экономики.
Сергей Магин и его сообщники задержаны и арестованы 5 июля 2013 года. Их разработка, как и разработка сотрудников «Мастер-Банк» и «Золостбанк», велась в рамках плановой работы межведомственной рабочей группы (МРГ) по противодействию незаконным финансовым операциям, возглавляемой помощником президента Евгением Школовым.
Сотрудники Управления «Ф» ГУЭБиПК МВД России и других территориальных подразделений по ЭБиПК в течение 2012–2013 годов выявили и пресекли деятельность множества «обнальных площадок», однако игроки теневого рынка такого уровня, как Магин и «Мастер-Банк», действительно редкость. Здесь играет роль и сложность документирования их преступной деятельности, многочисленные меры конспирации, применяемые «обнальщиками», и распределение ролей между разными группами и участниками, когда рядовые сотрудники порой не понимали сути своих действий, выполняя четко очерченный свыше круг обязанностей, знали только своего непосредственного начальника, и количество используемых в преступных целях фирм-однодневок и банков. Задержания такого уровня «обнальщиков», безусловно, негативно влияют на весь теневой сектор экономики.
Здесь также важно понимать, что длительное и успешное существование преступных групп такого масштаба вряд ли возможно без определенного покровительства со стороны силовых структур. И лишение регулярного источника «дохода» от деятельности таких групп, не может не беспокоить властных покровителей, которые, отрабатывая полученные «гонорары» и желая вернуть «кормушку», предпринимают все возможные попытки для освобождения своих «подопечных».
Так, сотрудниками ГУЭБиПК МВД России действительно была получена запись встречи с неким Валерием Александровичем, который, по нашей информации, связан с фондом ветеранов Группы специального назначения органов государственной безопасности «Вымпел». Валерий Александрович пытался организовать встречу с арестованным Сергеем Магиным, предлагая своему собеседнику место «контролера с палкой от конторы» за его деятельностью после освобождения. Как ни странно, но чтобы встретиться с Магиным для разговора, Валерий Александрович планировал получить поручение от Следственного комитета России, на основании которого того должны были вывезти из СИЗО в печально известное здание на Техническом переулке для «беседы». Не получилось ввиду принципиальной позиции сотрудников ГУЭБиПК МВД России, действовавших только в соответствии с законом и только в интересах общества и государства.
Еще спустя месяц в ГУЭБиПК МВД России обратились уже сотрудники УСБ ФСБ России. С той же просьбой – разрешить встретиться с Сергеем Магиным. И снова получили отказ.
Интересное совпадение: Павел Глоба, сообщивший сотрудникам ГУЭБиПК МВД России о коррупционной деятельности Игоря Демина, до задержания Сергея Магина, по имеющейся у меня информации, номинально руководил его службой безопасности, а фактически контролировал его работу.
После того как мне стало известно об этих фактах, я немедленно доложил об этом Министру внутренних дел в форме докладной и попросил поставить об этом в известность Директора ФСБ России. В последующем сотрудниками ГУЭБиПК МВД России в строгом соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» был задокументирован еще целый ряд встреч должностных лиц СД МВД России, а также лиц, представлявшихся близкими к руководству УСБ ФСБ России с обвиняемым по уголовному делу (условно назовем его «дело Мастер-Банка»), в ходе которых последнему предлагалось дать ложные показания о том, что руководством «Мастер-Банка» лично мне передавались крупные денежные суммы за покровительство. К счастью, обвиняемый проявил в данном вопросе порядочность и не стал клеветать на меня (несмотря на то что ему делались очень выгодные предложения), напротив, он сообщил о данных фактах сотрудникам ГУЭБиПК. О данных фактах я также лично докладывал Министру докладными записками, копиями которых располагают мои адвокаты, при этом я всегда утверждал, что в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД России, в том числе и в отношении меня, готовится масштабная провокация с целью устранения данного подразделения как активного борца с незаконным банковским сектором. Результат Вам известен.
Даже в соответствии со своим названием ГУЭБиПК имеет приоритетные направления – это экономическая безопасность и противодействие коррупции. И мы исполняли указания президента: противодействие коррупции, незаконным финансовым операциям, незаконному игорному бизнесу и так далее. Каждое из этих направлений преступной деятельности ослабляет нашу страну, ее экономику. Действительно, Олег Владимирович Феоктистов предлагал мне найти общий язык с Хоревым, принципы работы которого я не приемлю. Для меня это было невозможно, так как противоречило моим внутренним убеждениям: сотрудник полиции должен бороться с преступностью, а не защищать ее. Я в резкой форме отказал Феоктистову. Дал понять, что в случае моего назначения работа будет осуществляться только в строгом соответствии с законом и только в интересах общества и государства. Наверное, это и стало первой трещиной в отношениях между УСБ ФСБ и ГУЭБиПК МВД, потому что Олег Феоктистов никогда не прощал несговорчивости, достаточно вспомнить дела генерала Бульбова и подмосковных прокуроров. Обо всех этих обстоятельствах я давал подробнейшие показания следователю в ходе моего первого допроса.
Несомненно, незаконный банковский сектор, в частности рынок так называемого «черного нала», — это организованная, хорошо законспирированная под легальный бизнес структура, которая обладает чрезвычайно обширными связями во властных структурах, в том числе и в правоохранительных органах. Достаточно только взглянуть на сумму, которую, по данным следствия, обналичили фигуранты одного только «дела Мастер-Банка» (а это только за 2013 год – более 200 млрд рублей), для того чтобы представить, какими финансовыми средствами обладают крупные игроки на этом рынке. В наше время, когда, к сожалению, основным мерилом возможностей для многих стали деньги, легко предположить, какими возможностями располагают люди, которые обладают такими суммами. Также очевидно, что покровители такого «бизнеса» кровно заинтересованы в его процветании, так как от этого зависит и их доход. Своей борьбой с лицами, занимающимися незаконной деятельностью в банковской сфере, сотрудники ГУЭБиПК «перешли дорогу» очень многим влиятельным людям и даже целым структурам. Однако утверждать о том, что А. Хорев связан с незаконным бизнесом по обналичиванию денежных средств, я не могу, так как достоверной информацией по этому поводу не располагаю, а любое заявление о противоправной деятельности должно быть основано только на достаточной совокупности фактических данных, в ином случае мои заявления будут аналогичны тем необоснованным обвинениям, которые в настоящее время предъявляются сотрудникам ГУЭБиПК МВД России. При этом я могу подтвердить, что у нас с А. Хоревым еще в 2008–2011 годах сформировались конфликтные отношения, вследствие чего считаю, что он заинтересован в моем уголовном преследовании.
После реорганизации МВД обновленный ГУЭБиПК активно включился в работу по пресечению преступлений в сфере экономики и противодействия коррупции, невзирая на чины и личности как самих преступников, так и их покровителей. О наиболее крупных задержаниях и разработках министр внутренних дел Колокольцев докладывал президенту Российской Федерации, который действительно одобрял нашу работу, давал указания по перспективным разработкам. Вся информация по результатам работы нашего подразделения доводилась до руководства МРГ в рамках рабочего обмена. Сотрудники Управления «Б» ГУЭБиПК разрабатывали преступления о хищениях и коррупции в бюджетной сфере, Управления «Ф» — преступления в сфере финансов, в том числе незаконную банковскую деятельность. Мало для кого является секретом, кто фактически контролирует в России этот преступный бизнес и потоки «черного нала». Наши систематические успехи в борьбе с «обналичкой» и выводом денег за рубеж» нам также не смогли простить.
Для чего нужен «черный нал»? Прежде всего, предпринимателям самого разного звена для дачи взяток чиновникам (в том числе т.н. «откатов»), выплаты зарплаты работникам «в конвертах», ухода от налогов, причем зачастую они вынуждены это делать, ввиду того что недобросовестные чиновники ставят их в такое положение, когда иначе поступить невозможно. Зачастую денежные средства, которые обналичиваются при помощи теневых дельцов, — это похищенные бюджетные средства, именно поэтому борьба с «рынком обнала» должна быть приоритетом государственной политики. Для надежности и соблюдения конспирации новые клиенты должны быть рекомендованы кем-то из старых клиентов или просто надежных знакомых «обнальщика». Каждому клиенту присваивается некий псевдоним, с помощью которого и ведется учет поступивших, перечисленных по поручению клиента на другой счет (транзит) либо выданных ему денежных средств (обнал). За каждую операцию «обнальщик» взимает комиссию в виде процента от перечисленной суммы, которая и составляет его доход. Способов обналичивания множество, для этого используются и банковские карты, оформленные на подставных лиц, и счета фирм-однодневок, и векселя, и страховые договоры, и многие другие. Обналиченные денежные средства передаются клиенту часто обезличенным способом с соблюдением мер конспирации. Потому что деятельность по незаконному обналичиванию, как и любые экономические преступления, оставляют свой «финансовый след», который при должном усердии можно обнаружить.
Кризис в экономике России имеет более глубокие корни, чем банальные «разборки» в банковском секторе, но несомненно одно: махинации, связанные с обналичиванием денежных средств, фактическое исключение огромных денежных сумм из налогооблагаемой базы, причиняет огромный ущерб экономике страны, который усугубляет негативные экономические процессы. Считаю, что наведение порядка (в прямом смысле) в любой сфере, тем более в такой серьезной, как банковская, только оптимизирует ее. Необходимость наведения порядка в банковском секторе назрела давно, в этой связи очень ожидаемыми оказались действия президента по назначению нового руководителя Центрального Банка России, который в настоящий момент проводит политику, направленную на прекращение деятельности сомнительных банковских структур.
Генерал-лейтенант полиции в отставке Денис Сугробов
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале