Палочная система МВД: в расход пошли дети
Анжела Вологжанина — самая юная обвиняемая в СИЗО №6 города Москвы. Ей всего 16 лет. Подростку вменяют хранение и покушение к приготовлению на сбыт наркотических средств. Обвинение серьезное: девушке может грозить до 10 лет лишения свободы. Анжела пожалела старшую сестру, которая мучилась в ломках, и купила ей наркотик. Эту трагическую историю рассказала ПАСМИ волонтер, руководитель юридического центра АНО «Опора Нации» Екатерина Кузнецова.
«Невозможно оставаться в стороне»…
Екатерина Кузнецова оказывает юридическую помощь заключенным на общественных началах. Вместе с другими волонтерами она посещает СИЗО, где, вникнув в проблему каждого человека, консультирует их по правовым вопросам и помогает оформить необходимые документы (ходатайства, кассационные жалобы и т. д.).
— С Анжелой мы познакомились во время одного из визитов в СИЗО №6, — рассказывает Екатерина, — это было накануне 8 марта, мы с коллегами приехали, чтобы поздравить женщин с наступающим праздником, как-то их поддержать, порадовать.
Екатерина поначалу не обратила внимания на Анжелу.
— Она не по-годам серьезная, — подмечает Екатерина, — сначала присматривается, а потом, сделав выводы, совершает какие-то поступки. Увы, как в этом случае, не всегда обдуманные.
По словам волонтера, девушка сама подошла к ней, начала задавать вопросы….
— Когда я узнала, сколько ей лет, у меня было ощущение, что меня ударили по голове, — вспоминает Екатерина, — а когда узнала, в чем ее обвиняют, удивилась еще больше. На наркодельца она совсем не похожа. А история, которую она мне поведала, настолько меня потрясла, что я решила: в беде ее не оставлю, возьму ее дело под личный контроль и добьюсь права быть ее защитником.
Ради сестры Анжела была готова на все…
Анжела Вологжанина была задержана сотрудниками полиции в конце октября прошлого года. После проведения обыска у нее было обнаружено 10 свертков с веществом, которое на поверку оказалась сильнодействующим наркотиком — амфитамином. Девушка пояснила, что заказала его через интернет, принес покупку курьер, с ним она расплатилась наличными.
— Задержали Анжелу возле торгового центра, — рассказывает Кузнецова, — ее остановили якобы для проверки документов. Но откуда полицейские могли знать, что у нее окажутся наркотики? Почему остановили именно ее, ведь там было много людей, подростков… Такое ощущение, что это была «подстава». Её как будто специально поджидали….
На допросе Анжела пояснила, что приобрела наркотики не для себя: якобы ее об этом попросила подруга. Но имя, фамилию и другие данные подруги она не сообщила. От растерянности сказала, что не помнит.
Тот факт, что наркотики Анжела купила для родной сестры Анны, страдающей острой формой наркотической зависимости, выяснилось много позже, уже во время судебного заседания.
— Анжела до последнего прикрывала сестру, — говорит Екатерина. — На допросах она продолжала настаивать на том, что купила наркотики по просьбе какой-то неизвестной подруги.
Кузнецовой не понятно, почему следственные органы тогда не возбудили уголовное дело по факту вовлечения в преступление несовершеннолетнего.
— Они обязаны были это сделать, хотя бы в отношении неустановленной группы лиц, — говорит Екатерина.
Не понятно для правозащитницы и поведение матери Анжелы Татьяны Вологжаниной. Ведь с того времени, как дочь заключили под стражу, она в СИЗО так и не появилась. Не передала ни одной передачи, ни похлопотала о свидании.
— В СИЗО к Анжеле ходят наши волонтеры, — говорит Кузнецова. — обеспечивают девушку всем необходимым.
И вообще у людей, которые пристально следят за судьбой Анжелы, сложилось впечатление, что мать не очень-то стремиться помочь дочери. По словам Кузнецовой, Татьяна Вологжанина заявила в суде, что не приходила к дочери потому, что решила её проучить…
— Я, как мать, ее не понимаю, — говорит Кузнецова. — Анжеле 16, а у нее всего 6 классов образования! Как она такое допустила? Почему не навестила дочь? За что она ее наказывает? На мой вопрос, почему она не навещает дочь, ответила, что нет денег на передачу… Но свидание-то можно было у судьи попросить? Кстати, мама производит впечатление обеспеченной женщины. Хорошо одета, дорогие украшения, маникюр, прическа…
То, что в этой семье не все благополучно, отметил и защитник Анжелы Вологжаниной, адвокат Московской городской коллегии адвокатов Кирилл Скарабевский. Адвоката Анжеле предоставило государство: по словам мамы Анжелы, на платного защитника нет средств.
— Я познакомился с Анжелой уже в суде, — рассказал адвокат. — У меня сложилось впечатление, что семья эта не совсем благополучная. Отец, по словам матери, пропал без вести где-то на Украине. Но она с ним рассталась еще задолго до этого. Семья часто переезжала с место на место. У Анжелы даже не было возможности нормально посещать школу.
Екатерина Кузнецова поделилась с ПАСМИ своими впечатлениями о судебном заседании: «Открывается клетка, Анжеле надевают наручники, ведут, она успевает только крикнуть «мам, привези мне вещи и книги»! Мама отвечает: «Далеко…» Я кричу Анжеле: «Я к тебе приеду скоро и все привезу!» Она улыбнулась — и это главное! Анжела смотрела на меня, и по ее глазам читалось, что ей плохо, что она одна. Нет, ты не одна Анжела, за тобой стоим мы!».
«Они были очень близки друг другу»….
8 января 2015 старшая сестра Анжелы Анна — та самая, которая толкнула сестру на преступление, — скончалась в больнице от заражения крови. Анжела узнала об этом прямо во время судебного заседания.
— В ходе допроса мамы Анжела узнала, что ее сестра — та, у которой была ломка, которая не вставала из-за того, что у нее было заражение крови, та, которая попросила свою несовершеннолетнюю сестру Анжелу купить ей дозу, — умерла 8 января 2015 года. Из Анжелиных глаз полились слезы градом, но она старалась себя сдерживать, она опустила глаза, смотрела в пол и молча вытирала слезы, — рассказала Екатерина Кузнецова.
— Анжела и от меня скрыла, что купила наркотики для сестры, — объяснила мама Анжелы во время личной беседы, — мне Анечка сказала об этом, когда Анжелу задержали.
На вопрос «почему вы сразу не пошли в полицию, не рассказали об этом, не прояснили ситуацию?» мать девушки ответила:
— Анечка сказала, что сама сходит к следователю, когда ей станет легче, сама все ему расскажет. Но ей было настолько плохо… От «грязного» наркотика у нее началось заражение, пошли язвы по телу. Я ухаживала за ней сама, думала, что она выкарабкается, но даже в больнице ей не смогли помочь.
Сестры были очень близки. Аня была крестной Анжелы, но младшая сестра опекала старшую. По словам матери, большие страдания Анжеле причиняло то, что сестра употребляет наркотики.
— Я сама узнала о том, что старшая дочь употребляет наркотики года три назад, — рассказала мать девушки. — Анна никогда из дома ничего не выносила, на руках следов уколов я тоже никогда не видела. Видимо, узнала я об этом слишком поздно. Она лечилась от наркозависимости, а потом срывалась, и все начиналось заново.
По словам матери, о том, что младшую дочь задержали, она узнала буквально через час, после того, как это произошло, и сразу же отправилась в полицию.
— Меня смутило, что они так быстро провели экспертизу вещества, которое нашли у Анжелы, — отметила Татьяна Вологжанина, — как медработник, я знаю, что на это требуется гораздо больше времени… Когда я вернулась домой, то рассказала Анечке, сколько чистого вещества обнаружили в этих пакетах. Она сказала: «Мама, это невозможно, за такие небольшие деньги, которые заплатила Анжела, там не могло этого быть!». Кроме того, мне не понятно, почему правоохранительные органы не заинтересовались сайтом, где моя дочь покупала наркотик. Я потом сама проверяла, он работал….
Деятельность нарко-сайта намерена проверить и Екатерина Кузнецова.
— Я намереваюсь проверить деятельность этого сайта и передать информацию в правоохранительные органы, — отметила Екатерина.
Также Кузнецова намерена добиться того, чтобы судья Басманного районного суда А. Карпов допустил ее в процесс в качестве общественного защитника.
— Анжела написала ходатайство о допуске меня в качестве общественного защитника, но судья его даже не рассмотрел, — возмущена Екатерина, — по окончании заседания я подошла к судье и задала вопрос: « Где ходатайство о допуске меня в качестве защитника, почему отказали»? На что он мне ответил: «А вы кто, и почему я должен вас назначать, есть адвокат, хватит»? По словам судьи, ходатайство было рассмотрено в рамках протокола заседания и там все отражено. Буду запрашивать протокол заседания и выяснять, почему судья Карпов нарушает принцип состязательности сторон и нарушает право Анжелы на защиту?
Следующее судебное заседание по делу Анжелы Вологжаниной назначено на 20 апреля. Адвокат и общественники намерены добиваться переквалификации статьи (сейчас Анжеле вменяют хранение и попытку сбыта наркотиков в особо крупном размере).
— 3 марта Анжеле продлили содержание под стражей еще на 6 месяцев, — отмечает Екатерина Кузнецова. — Но мы успели подать жалобу. Ждем апелляцию. Параллельно с этим ищем поручителя, ведь девушка не имеет регистрации в Москве, прописана в Удмрутии.
ПАСМИ не останется в стороне от этой истории. Мы будем следить за развитием событий.
Марина Ильина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале