ФСИН: падения и взлеты руководителей ведомства
Сегодня, 12 марта, свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний. Первое Антикоррупционное СМИ проанализировало истории и скандалы, в которых во время руководства ведомством были замешаны главы ФСИН и их подчиненные. Итак – Юрий Калинин, Александр Реймер и Геннадий Корниенко.
Юрий Калинин (возглавлял ФСИН в 2004-2009 годы)
Еще в бытность замминистром юстиции Калинин занялся реформой пенитенциарной системы. Основными итогами реформы стали повышение прозрачности исправительной системы, в том числе большая открытость следственных изоляторов и колоний для СМИ, и некоторое улучшение условий содержания заключенных.
Калинин зарекомендовал себя как сторонник использования смертной казни. По его мнению, смертная казнь является лишь «справедливым возмездием» за особо тяжкие преступления. «Злодеи типа Чикатило права на жизнь, по моему мнению, не имеют», — заявил он в интервью газете «Завтра» в 1997 году, когда в России уже был веден мораторий на исполнение смертных приговоров. С другой стороны, Калинин подтвердил тогда, что в СИЗО «попадает много лишнего народу». По его словам, четверть арестованных выходят из следственных изоляторов на волю, а не попадают в колонию.
В 2003 году Калинин в качестве эксперта со стороны обвинения принимал участие в лондонском процессе по делу об экстрадиции Ахмеда Закаева. Тогда он заверил британское правосудие в том, что в российской системе исправительных учреждений соблюдаются все права заключенных, а пытки не используются, и обещал Закаеву прекрасные условия содержания.
Также Калинин запомнился рекордным количеством исков о защите чести и достоинства. В частности, в 2005 году подал иск к каналу РенТВ, к его ведущей Марианне Максимовской, к Юрию Шмиту и Евгению Бару (адвокатам Ходорковского и Лебедева) за распространение информации о том, что Ходорковский объявил голодовку.
Калинин подал иск о защите чести и достоинства против исполнительного директора общероссийского общественного движения «За права человека» Льва Пономарева, который в ноябре 2006 года прокомментировал возможную отставку главы ФСИН, и против информационного агентства Regnum, опубликовавшего этот комментарий. Истец посчитал, что в интервью под заголовком «Лев Пономарев: при Калинине в России появилось 40 пыточных зон» от 10 ноября 2006 года правозащитник неправомерно обвинил его в превышении должностных полномочий, назвав директора ФСИН «автором системы» самодеятельных организаций заключенных («Секция дисциплины и порядка»), с наделением их членов дополнительными льготами и правами администрации исправительных колоний (вплоть до права на применение физического насилия), а также в создании «пыточных зон». Иски Калинина были удовлетворены.
Александр Реймер (возглавлял ФСИН в 2009-2012 годах)
Реймер вошел в историю ведомства как самый скандальный его руководитель. В период его руководства ФСИН фигурантом скандалов (причем не только криминальных и коррупционных, но и секс-скандалов) был не только Александр Александрович, но и его подчиненные.
В отдельных случаях уголовные дела привели к трагедии. Оказавшиеся под следствием начальник УФСИН по Хабаровскому краю Владимир Конецких и его заместитель Владимир Черников застрелились из наградных пистолетов.
Другой скандал: одному из заключенных удалось сбежать из колонии строгого режима в Вологодской области (для побега он использовал вертолет). Выяснилось, что ему помогал сотрудник колонии.
Популярность Александра Реймера была связана и с тем, что он массово увольнял подчиненных, проводя, как он объяснял, «чистки» в системе. По мнению экспертов, увольнения руководителей региональных управлений ФСИН привели к деструктуризации работы всей тюремной системы.
При Реймере возросли беспорядки и акции протеста в тюрьмах (ЧП во Льговской колонии в апреле 2012 года: заключенные объявили голодовку и вскрыли вены). Эксперты предположили, что это произошло из-за того, что руководство колоний фактически потеряло контроль над действиями влиятельных криминальных авторитетов.
За именем Александра Реймера тянется и череда личных скандалов. Несколько подчиненных Александра Александровича (в их числе генерал Николай Стародубцев, полковник Виталий Наконечный и подполковник Сергей Гирич) пожаловались на незаконное прослушивание телефонных переговоров. В организации прослушивания обвинили Эдуарда Петрухина, первого заместителя Реймера, с которым у него был конфликт. В итоге выяснилось, что не Петрухин прослушивал, а его прослушивали.
Кроме того, Александр Реймер был участником сексуального скандала. Сотрудница ФСИН, ранее работавшая в должности старшего инспектора по особым поручениям аппарата прежнего директора ФСИН России Юрия Калинина, обвинила Реймера в сексуальных домогательствах.
После скандала сотрудницу выселили из служебной квартиры, выделенной ей еще прежним руководством, её саму и её родственников уволили из системы.
Геннадий Корниенко (нынешний директор ФСИН)
Генерал-полковник — человек далекий от уголовно-исполнительной системы. Сначала он был заместителем руководителя ФСО, охранял первых лиц страны. Затем управлял Государственной фельдъегерской службой. Вряд ли он мог представить, какое «наследство» ему оставят предшественники. Назначая Корниенко на должность директора ФСИН, власть преследовала главную цель — борьбу с коррупцией, которая в этой системе в последние годы расцвела махровым цветом. Кроме того, руководство страны рассчитывало, что Корниенко завершит-таки тюремную реформу, начатую еще Александром Реймером.
Эксперты говорят, что существование пыточных зон стало для Корниенко своего рода открытием. Другая, не менее страшная правда, открывшаяся новому начальнику ФСИН, — наркоманские зоны.
Накануне прихода Корниенко ФСИН погрязла в целой серии коррупционных скандалов. Главный из них связан с хищениями на закупке электронных браслетов для заключенных. Были возбуждены уголовные дела против нескольких начальников колоний и их заместителей. Статьи все те же: взятка, вымогательство, хищения в особо крупных размерах.
Несмотря на все это, Корниенко предпринял попытки изменить ситуацию в системе. Один из его приказов – проводить обыски с обязательной видеофиксацией (с помощью переносной камеры, видеорегистраторов). Также с участием спецназа ФСИН операции должны сниматься на видео. Корниенко наладил систему, при которой на сообщения правозащитников о пытках реагируют начальники региональных УФСИН, и именно они несут персональную ответственность за объективность проверки.
Однако Геннадий Корниенко не раз порывался уйти со своего поста.
Марина Ильина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале