Дмитрий Гудков: Чего стоит «кандидатская»?
Легко ли разоблачить лже-доктора наук, кто из депутатов ГД «позаимствовал» научный труд, и какова судьба законопроекта об отмене срока давности для диссертаций рассказал «Первому Антикоррупционному СМИ» один из авторов законопроекта депутат ГД Дмитрий Гудков.
Законопроект об отмене срока давности проверки научных работ был внесен на рассмотрение в Госудуму в июле этого года. Эту законодательную инициативу не раз обсудили эксперты, и, казалось бы, до приятия по ней окончательного решения её можно было бы «отложить в сторону». Однако события, которые разворачиваются вокруг «позаимствованных» научных трудов, заставляют вновь к ней вернуться.
Незадолго до единого дня голосования активисты сообщества «Дисернет» обнародовали результаты исследования научных работ кандидатов в Мосгордуму. Результаты оказались неутешительными. Сомнения в авторстве вызвали более 20 работ, а диссертации члена партии «Единая Россия» вообще оказалась в природе не существовало.
Обнародование лже-докторов наук и кандидатов, несомненно, наносит урон их репутации, однако защитить интеллектуальную собственность в виде научных трудов можно только на законодательном уровне.
— Дмитрий Геннадьевич для начала расскажите о сути внесенного вами законопроекта
— Законопроект предусматривает внесение поправок в закон «О науке и государственной научно-технической политике». Если они будут одобрены, то оспорить решение Высшей аттестационной комиссии (ВАК) о присуждении ученых степеней можно будет вне зависимости от того, когда она была защищена.
Идея очень простая. По Гражданскому кодексу РФ, авторские права (право на имя и авторство) защищаются бессрочно. Диссертация — это такая же интеллектуальная собственность, как кино, музыка, книги и т.д. Только почему-то именно защита научных трудов ограничена сроком давности. Данным законопроектом мы хотим этот срок отменить.
— Скандалы с «заимствованными» диссертациями касались чиновников довольно-таки высокого ранга, но тем ни менее они продолжают занимать свои посты. Поправки в закон это изменят?
— Официально мы не можем доказать, что имели место так называемые «заимствования». Исследования проводили эксперты «Дисернета». Но официальные заключения могут выносить только ВАК или Государственная библиотека.
— Насколько мне известно, вы обращались с официальным запросом в РГБ (Российская Государственная Библиотека)?
— Ко мне обратились специалисты «Дисернета» с просьбой написать официальный запрос в РГБ, с тем, чтобы они проверили на заимствования некоторые научные работы. Там был внушительный список – более 20 фамилий: чиновники, депутаты ГД, видные деятели науки и т.д.
— Исследования по вашему запросу были проведены?
— Были проверены диссертации уполномоченного по правам детей Павла Астахова и депутата ГД Владимира Бурматова. После того, как результаты этих проверок были обнародованы, руководство РГБ отказались проводить дальнейшие исследования по депутатским запросам, руководствуясь какими-то внутренними правилами.
— Насколько мне известно, вы попытались оспорить это решение?
— Нами был подано исковое заявление в суд. Но, увы, решение пока не в нашу пользу. Решение суда мы намерены оспорить, хотя на положительный исход особенно не рассчитываем.
— На ваш взгляд, какова перспектива этой законодательной инициативы?
— Я не сомневаюсь в том, что в этом созыве закон «завернут». Законопроект нашел поддержку во фракции «Справедливая Россия» и комитете Госдумы по науке. Проблемы могут возникнуть с депутатами от «Единой России». Но любой законодатель работает на перспективу. Не исключено, что рано или поздно поправки все-таки примут. Ведь они были составлены качественно и грамотно.
МАРИНА ИЛЬИНА
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале