Мансур Юсупов: мы боремся с коррупцией, а не с государством
Московский антикоррупционный комитет при МТПП в среду, 28 мая, провел в здании Торгово-промышленной палаты РФ заседание, посвященное пятилетнему юбилею комитета. На данном мероприятии предполагалось подведение «итогов деятельности МАККа за 5 лет». Корреспондент «Первого Антикоррупционного СМИ» попросил сопредседателя комитета Мансура Юсупова рассказать, чего МАКК добился, с какими проблемами столкнулся, и какие задачи по противодействию коррупции ставит.
— Мансур Равилович, скажите, с какими проблемами Вы сталкиваетесь при оказании помощи обратившимся к вам предпринимателям?
— С формализмом, бездушием, равнодушием некоторых организаций, особенно органов полиции. В целом, у нас наложены очень хорошие отношения с Прокуратурой города Москвы и с региональными органами прокуратуры.
Мы вышли на другую стадию, мы уже сейчас межрегиональная общественная организация, трансформировались в национальный комитет. Сейчас мы открыли общественное представительство в Крыму, вышли на контакт с новым руководством Крыма, там разворачиваем эту деятельность. Также общественное представительство открыли в Симферополе. В Севастополе открываем. По регионам в ближайшее время планируем – Новосибирск, Хабаровск, Амурская, Самарская области и другие регионы, будут открыты представительства.
Сейчас мы разворачиваем не только узкую антикоррупционную деятельность, но мы уже разворачиваем обеспечение общественного контроля, в том числе, общественного антикоррупционного контроля.
— Ну, а у предпринимателей какие проблемы?
— Чаще всего обращается малый бизнес, чьи права были нарушены. Это наиболее уязвимая группа, потому что у них нет возможности содержать юридические службы, нет возможности выстраивать защиту, поэтому они обращаются к нам.
— Помочь им получается?
— Мы от них принимаем заявление, делаем экспертное заключение. В разных случаях действуем по-разному: привлекаем правоохранительные органы, либо исполнительные органы власти Москвы для защиты законных прав и интересов предпринимателей.
Не всегда все получается, но все же большинство обращений мы до логического завершения доводим. По многим обращениям возбуждались уголовные дела, либо наоборот выносились отказы в возбуждении уголовных дел.
— Какие возникают проблемы при оказании помощи предпринимателям?
— Главные проблемы – это равнодушие в большей степени органов полиции. Это формальные отписки, непринятие мер. Когда мы изучаем поступивший материал и устанавливаем очевидное нарушение законных прав, видим, что черное – черное, белое – белое, и начинаем пояснять правоохранительным органам, особенно полиции, а в ответ получаем формальные описки, нежелание работать.
— Как удается пробить это «равнодушие»?
— Через прокуратуру.
— Какие еще у Вас существуют стратегические партнеры по оказанию помощи предпринимателям?
— В основном, сейчас все общественные организации хотят заключить с нами соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, потому что они видят, что мы реально что-то можем делать в этом направлении, у нас есть реальные результаты. Партнеры – это Московская коллегия адвокатов, главный партнер – это Департамент региональной безопасности противодействия коррупции города Москвы, мы с ними работаем в очень тесном контакте.
Мы работаем с комиссией по безопасности Мосгордумы, которую возглавляет Святенко Инна Юрьевна (также она возглавляет наблюдательный совет МАККа). Ну, а Прокуратура города Москвы – это основной партнер, через которого мы пробиваем каменную стену бездушия, равнодушия и беззакония.
— У вас юбилей, 5 лет МАККу, перечислите кратко 5 итогов работы комитета.
— Первое – это 10 направлений работы, охватывающей весь спектр антикоррупционного законодательства. Мы это все развернули. Это прием обращений по горячей линии, антикоррупционная экспертиза и разъяснительно-просветительская работа.
Важный момент – это издательская работа: мы издаем методические рекомендации, монографии на антикоррупционную тематику; самое значимое – это первый учебник РФ («Противодействие коррупции в РФ», — прим. ПАСМИ) под нашим авторством; у нас свой орган СМИ – издаем журнал «Вестник». Вот конкретный результат.
И потом, мы не оппозиционная организация, мы — организация с инициативной гражданской позицией, поддерживающая инициативу президента.
— Но ведь борьба с коррупцией — это не всегда политика.
— Мы боремся с коррупцией, а не государством. Мы государство поддерживаем в этом направлении.
— Из всех обращений к вам — с чем связаны их основные потоки?
— Во-первых, жалобы идут на неправомерное проведение аукционов, тендеров различных; на неправомерные проверки со стороны УФНС (Федеральная налоговая служба, — прим. ПАСМИ); неплановые, неправомерные проверки со стороны органов полиции. Это основные.
— С начала года госзакупки регулирует 44-ФЗ, в котором много осталось из прежнего, 94-ФЗ. Вы как его оцениваете?
— Сейчас положительное в этом направлении, в тендерной политике, это повсеместное введение независимых наблюдателей, независимых экспертов. Сейчас к нам идут обращения, чтобы эксперты МАККа участвовали на тендерах, чтобы обеспечить открытость и не допустить там коррупционной составляющей. Когда там появляется независимый эксперт нашего комитета, там уже совсем по-другому работа ведется, там сложно будет договориться, и «междусобойчики» уйдут в историю.
— Последний вопрос. Какие дальнейшие задачи себе ставит комитет?
— Задачи – расширять эту деятельность по всей России и уходить в регионы. Тем более регионы сами обратились к нам для открытия у них представительств.
Беседовал Денис Балашов
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале