Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Дмитрий Радченко: закон «О пресечении незаконной деятельности в области археологии» полностью убил легальное коллекционирование

Радченко ДмитрийВ июле 2013 года Советом Федерации был одобрен закон «О пресечении незаконной деятельности в области археологии», вызвавший бурную дискуссию в около археологическом сообществе. По мнению многих экспертов, принятый закон предоставляет археологам слишком большие полномочия и при этом не предусматривает варианты контроля за ними. Как показывает практика, подобная ситуация не может не привести к различным злоупотреблениям, в том числе к коррупции.

О проблемах, связанных с новым законом, в интервью «Первому Антикоррупционному СМИ» — представитель межрегиональной Общественной организации содействия поиску и сохранению реликвий истории государства «Третий Рим» Дмитрий Радченко.

— Почему среди людей, близких к археологии, новый закон вызвал такую бурю эмоций? Ведь пресечение незаконной деятельности — это, наверное, совсем не плохо…

— Проблема этого закона в том, что он предоставляет слишком большие полномочия Институту археологии, одновременно с этим ущемляя права многих других групп людей: коллекционеров, поисковиков без археологического образования, да и просто землевладельцев.

По новому закону получается, что никто в России не может производить никаких земельных работ без согласования с археологами. Согласовывать необходимо работы теперь нужно даже там, где культурный слой превышает 100 лет. Но это же 1913 год. Наткнуться на такой пласт можно практически везде. Соответственно, если археологическая экспертиза признает, что эти находки могут иметь культурное значение, ни о каком строительстве, и ни о каких земельных работах в этих местах речи быть не может. Понятное дело, что строителям и землевладельцам будет проще договориться с археологами и дать им денег в обмен на разрешение, чем ждать пока будут произведены все нужные раскопки. И в все это происходит сейчас, когда по стране идет масштабное строительство: обустройство Новой Москвы, подготовка к чемпионату мира по футболу…

— А как это коснется частных владений?

— Точно так же! При желании сегодня можно отобрать практически любой частный участок  «найдя» там какую-либо подкову или кость. После этого все постройки на участке можно признавать незаконными, а на саму землю наложить ограничение, тем самым снизив ее стоимость до минимума. А после продажи участка, за деньги заинтересованной стороны провести полномасштабные раскопки, которые докажут, что имеющиеся в земле находки исторической ценности не имеют.

И это не единственная проблема. Гораздо хуже, если вы откапывая у себя на огороде погреб, найдете какой-либо артефакт. По новому законодательству вам грозит штраф в несколько миллионов, если вы нарушили целостность земляного пласта случайно и до 6 лет условно в случае, если докажут что вы сделали это намеренно. Вы изначально стоите в роли обвиняемого.

— И как же быть в таком случае?

— По закону, вы должны сдать все государству. Так было всегда. Всеми археологическими находками у нас имеет право владеть только государство. Другое дело, что за последние 20 лет, так и не было выработано механизма сдачи найденного. Раньше в таких случаях человек приносил находку в милицию, так как музеи в основном с рук находки не берут, писал кучу бумажек, проходил десяток кабинетов в поиске ответственного человека, а находка за это время просто терялась.

Теперь помимо всего этого его еще ждет и наказание. Причем контролирует всю эту деятельность Институт археологии. Тот же самый, который выдает лицензии на археологические экспертизы другим компаниям и сам занимается этой деятельностью. Они сами за собой следят. И это тоже не все. Уже было озвучено предложение, по которому Институту археологии дается право вынесения судебных заключений. И если это предложение примут, получится что они сами проводят экспертизы, выписывают постановления для суда и следят за их законностью. Практически безграничная власть.

— А насчет коллекционеров и археологов-любителей?

— Этот закон всех их приравнял к «черным копателям» и грабителям могил. Как я уже говорил, по закону все археологические находки принадлежат нашему государству. Так было всегда. Другое дело, что определение «археологическая находка» было достаточно размытым. И по сути регулировались лишь находки содержащие драгоценные металлы. Теперь же «археологическая находка» — это все, что старше 100 лет. И поиск таких предметов противозаконен. А значит под определение «черный копатель» попадают не только те кто грабит признанные культурной ценностью могильники, но и человек с металлоискателем исследующий территорию, где известно, что никаких ценностей там нет.

А ведь с нашей точки зрения, поиск — это прежде всего увлечение. Миллионам людей по всей стране просто в удовольствие искать всяческие «клады» по лесам и заброшенным деревням. И если они находят что-либо ценное, у них и в мыслях нет это утаить. Но теперь все они стоят вне закона.

С коллекционерами тоже все очень интересно получается. По новому закону до 2016 года все коллекционеры должны отфиксировать свои коллекции и предоставить имеющиеся у них документы на эти предметы. А документов у коллекционеров сейчас практически ни у кого нет. Хотя опять же, по сути, все коллекции приобретены честно, через аукционы или антикварные лавки. Но так или иначе, все коллекции должны быть отфиксированны, после чего, опять же археологическая экспертиза будет решать, какие из этих предметов могли быть взяты из земли, и какие из них представляют историческую ценность. После чего эти предметы будут изъяты. Понятно, что доказать в таких условиях, что эта коллекция собиралась твоей семьей несколько поколений, и эти вещи никогда не находились в земле будет невозможно.

— Значит, в первую очередь этот закон коснется тех коллекционеров, кто сотрудничает с музеями?

— Именно! Их коллекции все на виду и давно переписаны. Те, кто не афишировал свои коллекции теперь и вовсе уйдут в тень. Этот закон практически полностью убил легальное коллекционирование. Единственный способ легализовать свою коллекцию сегодня — это каким-либо образом пропустить ее через заграницу. И то полученным бумагам будет грош цена.

Единственная наша надежда на то, что нормативные и подзаконные акты еще находятся в разработке. И мы очень надеемся, что они прояснят и исправят замеченные в законе недостатки. В свою очередь не только «Третий Рим», но и другие заинтересованные общественные организации готовы оказать в этом помощь.

Илья СУВОРОВ

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале