Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Противодействие коррупции: есть ли толк от общественных организаций?

16.12.2013 / 00:15 Подробности

КоррупцияС какими проблемами может столкнуться предприниматель? Бизнес и коррупция, как известно, понятия смежные.

В прошлой статье «Первое Антикоррупционное СМИ» рассматривало реакцию правоохранительных органов, направленных на обеспечение экономической безопасности и противодействия коррупции, на заявление бизнесменов о вымогательстве взятки. К сожалению, мы убедились, что не все реагируют должным образом.

Так куда же можно еще сообщить о коррупции? Что делать предпринимателю, не получившему защиту у правоохранительных?

С этим вопросом мы решили обратиться в общественные организации, основная задача которых — борьба с коррупцией и защита бизнеса.

Марк Фейгин - фото: Владимир Астапкович/РИА Новости«Цель данных организаций — поддержка предпринимателей и защита их предпринимательской деятельности, — комментирует адвокат и политик Фейгин Марк Захарович. — В их задачи входит сопровождение вопросов по защите бизнесменов от коррупции, а также инициирование возбуждения уголовных дел в случае правонарушений, связанных с коррупцией ».

Отлично, как раз то, что нам нужно!

Поиск организаций

Однако найти все «борцов с коррупцией» в интернете оказалось непросто. Сайт, который оказался первым в топе по запросу в Яндексе «антикоррупционные общественные организации», содержал информацию не о всех подобных организациях России. Например, в списке отсутствовали такие крупные антикоррупционы, как РСПП, Опора России, и Деловая Россия, в структуре которых имеются собственные антикоррупционные комитеты.

Проведем журналистское расследование и попробуем разобраться, как действуют подобные организации и могут ли они оказать реальную помощь в борьбе с правонарушениями. С заранее подготовленной легендой мы решили позвонить в общероссийские, межрегиональные и московские общественные антикоррупционые организации.

Легенда обращения

Суть легенды такова: Наша компания занимается реализацией товаров бытовой химии, средств гигиены, косметики и товаров для дома. Целый год мы нормально работали на потребительском рынке, но совершенно неожиданно нас решили навестить сотрудники Роспотребнадзора. На наш склад с проверкой они пришли по поводу жалобы на то, что якобы в одной из торговый марок, которую мы реализуем, обнаружились опасные для здоровья химические соединения. Наше заявление и документы, указывающие на то, что у нас есть все сертификаты качества и продукция прошла все проверки, они проигнорировали. В дополнение к этому они заявили, что обязаны арестовать всю партию товара, на которую пало подозрение. А в дальнейшем хотят проверить вообще все группы товаров, которые мы реализуем, тем самым приостановив нашу деятельность на неограниченный срок. Не хотите таких радикальных мер? Тогда платите. Полтора миллиона рублей до конца недели и никаких проблем.

Общероссийские организации. Вживаемся в роль

опора россииПервым делом журналисты ПАСМИ решили позвонить в самые известные общественные антикоррупционные организации России: «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленную палату (ТПП) и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)

В трех первых организациях операторы, выслушав нашу историю, приложили все усилия, как они выразились «в рамках регламента»: задали уточняющие вопросы, прояснили ситуацию, посоветовали обратиться в правоохранительные органы. Оперативные действия по поимке коррупционеров — не в их компетенции, а вот оказание консультативной помощи — пожалуйста.

А вот в РСПП наш ждал другой поворот событий. Дозвонившись в общероссийское управление, мы узнали, что они будут работать только с письменными запросами. И не важно, что срок передачи денег только до конца недели.

«Вступайте в члены РСПП, говорит девушка. Тогда разговор пойдет по-другому».

Очевидная разница: областные отделения

Не удовлетворившись таким ответом, звоним в отделение по Москве и области. На удивление, ответ консультанта был совершенно иным, нежели в управлении по России: нам грамотно рассказали, какие действия мы должны предпринимать и куда следует обратиться. При этом, попросили выслать отсканированную жалобу для дальнейшего анализа. Интересно, почему в одной и той же организации такие разные реакции?

В ТПП разница между общероссийским управлением и региональным отделением также была налицо, но здесь дела обстояли в точности да наоборот. В центральном управлении нас подробно проконсультировали по данной проблеме, а вот в региональном… вообще не знали, что у них есть антикорруционный отдел. И тут даже выводы делать бессмысленно.

Реальное содействие или ответы «для галочки». Московские и межрегиональные организации

коррупцияДалее в нашем плане стояли менее известные организации. По некоторым телефонам, указанных на сайтах, нам дозвониться так и не удалось: либо к телефону никто не подходил (на протяжении трех дней), либо данный номер принадлежал другим компаниям и даже частным лицам. Среди них оказались такие общественные организации, как «Справедливость», «Комитет по борьбе с коррупцией», «Московское бюро по правам человека» и «Московский антикоррупционный комитет».

Следующей на очереди стала Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией». Помочь они согласились только после изучения нашего вопроса в письменной форме, ссылаясь на то, что по телефону не имеют право давать указания. Срочность решения нашего «коррупционного» вопроса во внимание также принята не была.

Дежурные ответы дали «Национальный антикоррупционный комитет» и «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти», посоветовав не терять времени и обращаться к правоохранителям.

Консультация-это, бесспорно, хорошо. Но, по сути, догадаться, что надо обращаться в полицию и прокуратуру, может любой предприниматель. Неужели никто не предпримет попыток заняться коррупцией вплотную? А может, такого и вовсе не может быть?

«Всех поймаем, всех накажем»

И все же оказалось, что разочаровываться в общественных борцах с коррупцией еще рано.

Одной из организаций, которая «Первое Антикоррупционное СМИ» приятно удивила, стал «Центр содействия политике Президента по противодействию коррупции». Здесь нам не только на словах рассказали, как нужно действовать, а даже предложили сделать все за нас. Молодой человек на том конце провода немедленно связал нас с Управлением экономической безопасности и противодействию коррупции по Москве. Заместитель начальника УЭБиПК был готов хоть сейчас же провести оперативные действия и поймать преступников с поличным.

И такую реакцию едва ли можно сравнить с просьбой о письменном запросе.

Также в списке лучших оказался «Общественный антикоррупционный комитет», с той лишь разницей, что они предложили свое содействие после того, как они получат факты. Запись разговора с мошенниками как раз может послужить таким доказательством, после получения которого они будут готовы с нами встретиться для обсуждения дальнейших совместных действий.

Какие отсюда следуют выводы? Из эксперимента ПАСМИ стало ясно, что большинство общественных организаций оперативностью не отличаются. Многие из них не могут оказать какую-либо «ощутимую» помощь, а если и могут, то только после письменного обращения.

Но все же, один вопрос, к сожалению, так и останется открытым: организации, отреагировавшие посредственно, это — норма, а готовые помочь — исключение из правил? Или все же, наоборот?

Марина Денисова

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале