Следы от уколов, сопровождающие из ФСБ: «отравителей Навального» связали еще с тремя покушениями
Сотрудники секретного подразделения ФСБ, которых Алексей Навальный обвинил в попытке убийства, могли совершить еще по крайней мере три покушения. Их предполагаемые жертвы — журналист и правозащитник из Кабардино-Балкарии Тимур Куашев, активист Руслан Магомедрагимов из Дагестана и лидер движения «Новая Россия» Никита Исаев, утверждается в материале, который подготовили расследовательская группа Bellingcat и российское издание The Insider при участии немецкого журнала Der Spiegel.
Лес вместо театра
Тимур Куашев пропал в Нальчике 31 июля 2014 года. Он планировал сходить на спектакль, в котором играла его мама. Незадолго до начала спектакля, по словам очевидцев, он покинул дом и встретился с двумя людьми — очевидно, знакомыми, потому что при встрече они обнялись. После этого, вероятно, он сел к ним в машину. Телефон он оставил дома, то есть, видимо, планировал выйти ненадолго. Поздно вечером его мать пришла домой и увидела театральные билеты. Тело мужчины с ссадинами и гематомами нашли на следующий день в лесу на окраине Нальчика. Под мышкой обнаружился след от укола.
Судя по повреждениям на трупе, молодому человеку могли обхватить сзади рот и нос тканью с каким-то веществом, чтобы у него случился обморок.
Официальная версия гибели — острая коронарная недостаточность. Куашеву было 26 лет.
За пару недель до случившегося, согласно расследованию, в столицу Кабардино-Балкарии прибыл Константин Кудрявцев, у которого Навальный, по утверждению последнего, смог узнать подробности покушения в Сибири по телефону (ФСБ не считает запись подлинной).
Через неделю в Минеральные воды прилетел медик Иван Осипов, которого Навальный тоже потом назовет участников попытки отравления. Спустя несколько дней во Владикавказ приехали Денис Мачикин и Роман Матюшин. Они улетели обратно 31 июля, когда пропал Куашев, Осипов — на день позже.
Мачикин и Матюшин, если судить по местам парковки их автомобилей, могут быть сотрудниками Второй службы ФСБ — по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, рассказывается в статье.
Отец журналиста Хамби Куашев — бывший следователь. Он обнаружил, что все камеры наблюдения по пути от дома до места, где нашли тела его сына, были выключены. Еще у молодого человека пропали ключи от дома. Возможно, их взяли убийцы, так как флеш-карта, которая обычно была в компьютере, отсутствовала. Хамби Куашев добился проведения экспертизы образцов крови, чтобы рассмотреть версию об отравлении. Экспертизу делали в Институте криминалистики центра специальной техники ФСБ (НИИ-2), который, опять же, уже упоминали Bellingcat и The Insider, рассказывая о покушении на Навального. В крови Куашева-младшего ничего подозрительного не нашли. На экспертизе стоит подпись Василия Калашникова, о котором Кудрявцев якобы сказал в беседе с Навальным.
Куашеву, отмечается в расследовании, регулярно поступали угрозы.
Убийства двух соратников с разницей в год
Активиста движения «Единство» Руслана Магомедрагимова нашли мертвым 24 марта 2015 года в Каспийске в окрестностях Махачкалы в парке у моря. Его автомобиль находился в нескольких сотнях метров. По словам друга погибшего, из нее пропал видеорегистратор и два из трех мобильных телефонов. Следователи нашли в салоне след от чужой обуви. Официально установлено, что причиной смерти стало удушье, но признаков насилия не оказалось. При этом, по словам близких мужчины, на его шее были две точки, похожие на следы от уколов.
Врач Осипов летал в Махачкалу в январе того же года дважды. В марте там был Кудрявцев. За несколько дней до гибели Магомедрагимова Осипов прилетел во Владикавказ, а через два дня после — вернулся в столицу.
Магомедрагимов отстаивал права лезгинов — одного из коренных народов — и выступал за воссоединения лезгин России и Азербайджана.
Ровно через год, в конце марта 2016-го, в Махачкале нашли тело лидера «Единства» Назима Гаджиева с ножевыми ранениями. При этом предполагаемых отравителей-чекистов тогда в городе не было.
Внезапная смерть в поезде
Никита Исаев умер 16 ноября 2019 года в поезде, который ехал из Тамбова в Москву. По рассказу его помощницы и возлюбленной Алины Жестовской, ночью мужчина ушел в туалет, долго не возвращался, а потом пришел, согнувшись, и смог только высказать предположение, что отравился. Он трясся и не держался на ногах.
До получения выводов экспертов тело по воле покойного кремировали. Официальный диагноз — сердечный приступ.
Предполагаемые отравители Алексей Александров и Иван Осипов из расследования про Навального, как утверждают расследователи, начали следовать за Никитой Исаевым в конце 2018 года, когда он ездил в Челябинск. С ними были Александр Самофал, Виктор Кравченко и Михаил Тихонов, которых журналисты также называют чекистами. Один из этих мужчин был в Тамбове незадолго до гибели Исаева, 1 ноября 2019-го.
Хотя Исаев был связан с Кремлем и, например, критиковал Навального, его родные и друзья рассказали, что с начала лета 2019 года он говорил о возможной отправке своей семьи за границу. Угрозы не упоминались, но, по словам одного из знакомых, мужчина был «не в своей тарелке».
Двое близких знакомых погибшего говорят, что он якобы стал подозревать, что Жестовскую специально «приставили к нему», и собирался от нее избавиться. Девушка, комментируя расследование, усомнилась в версии об отравлении.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале