Охота на Навального: отравить политика пытались чекисты-химики
Журналисты обнаружили секретное подразделение ФСБ, которое специализируется на ядах
Месть за попытку стать президентом и за «Умное голосование» — оппозиционер Алексей Навальный заявил, что знает, из-за чего был дан приказ о его отравлении «Новичком». При помощи журналистов он раскрыл имена всех непосредственных участников операции. Политик утверждает, что на российское правительство работает целый институт, специализирующийся на боевых ядах.
«Сигнал» для Навального
Группа журналистов из нескольких стран провели большое расследование. Они утверждают, что смогли установить всех лиц, причастных к отравлению политика Алексея Навального в августе 2020 года. Расследование проводилось силами The Insider, Bellingcat и CNN при участии Der Spiegel — авторы раскрыли не только имена, но даже звания и места прописки сотрудников ФСБ, которые якобы годами тайно сопровождали Навального во время его поездок и, вероятно, пытались убить оппозиционера при помощи «Новичка».
Участие в подготовке расследования принял и сам Навальный, о чем он сообщил на своем сайте. «Я знаю, кто хотел меня убить. Я знаю, где они живут. Я знаю, где они работают. Я знаю их настоящие имена. Я знаю их поддельные имена. У меня есть их фотографии», — написал политик.
Ранее та же группа журналистов установила, что Россия, вероятно, продолжает заниматься производством химического оружия группы «Новичок». При этом, разработки, по сведениям авторов расследования, активно используются сотрудниками ГРУ, которые, как считают за рубежом, причастны к отравлению Скрипалей. Согласно материалу, в разработке ядов участвовали столичный научный центр «Сигнал» и петербургский научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Минобороны (ГНИИИ).
ГНИИИ возглавляет Сергей Чепур — через него расследователи и вышли на остальную группу чекистов, которых в статье называют исполнителями отравления. Опорной базой секретной боевой группы журналисты называют Центр специальной техники, расположенный в Москве. ЦСТ относится к Институту криминалистики ФСБ, который возглавляет генерал Кирилл Васильев — инженер-химик и специалист в области идентификации веществ в биомедицинских образцах с помощью масс-хроматографии и масс-спектрометрического обнаружения. Он также участвует в исследованиях для НЦ «Сигнал».
Кирилл Васильев, в свою очередь, подчиняется генерал-майору Владимиру Богданову, бывшему начальнику Института криминалистики, который в настоящее время возглавляет его головное предприятие — Центр специальной техники ФСБ — и является замдиректора научно-технической службы ФСБ.
Тайные спутники
Причастность ФСБ к покушению на Навального авторы расследования подтверждают при помощи распечаток авиаперелетов членов секретного подразделения, которое насчитывает восемь человек. Одни и те же люди годами сопровождали Навального во время его перелетов по регионам, при этом они менялись напарниками, пользовались поддельными паспортами и всегда перемещались параллельными рейсами, чтобы Навальный и его окружение не могли засечь слежку. Также оперативники приезжали в нужные города за день до прибытия Навального и активно общались со своим руководством. Всего чекисты совершили 47 рейсов сопровождения Навального.
«Анализируя метаданные звонков и сопоставляя их с оффлайновыми базами данных, а также с данными из открытых источников, мы установили личности 15 человек из Института криминалистики ФСБ, связанных с операциями по отравлению, и по меньшей мере 8 из них, включая руководителя института — полковника Станислава Макшакова, [якобы] участвовали в покушении на убийство Навального (любопытно, что группа отравителей из ГРУ также включала в себя 8 человек). Участники преступной группы имеют разный бэкграунд — у кого-то медицинское образование, кто-то делал карьеру в армии, кто-то в спецназе ФСБ, есть и специалисты по химическому оружию», — пишут авторы расследования.
Журналисты назвали имена всех опознанных ими сотрудников ФСБ — Станислав Макшаков, Олег Таякин («Тарасов»), Алексей Александров («Фролов»), Иван Осипов («Спиридонов»), Константин Кудрявцев («Соколов»), Алексей Кривощеков, Михаил Швец («Степанов»), Владимир Паняев. Все они созванивались и переписывались с Макшаковым, который, по данным авторов расследования, выполнял роль руководителя.
Месть за «Умное голосование»
Отправной точкой масштабной операции по отравлению сам Навальный называет конец 2016 года, когда он объявил о своем выдвижении в качестве кандидата в президенты России. По его утверждению, поручение о его устранении Путин, вероятно, лично дал ФСБ. «Не застрелить, не выкинуть из окна и не сбить фурой. Отравить. Боевым химическим оружием. Название «Новичок» тогда бы никому из нас ничего не сказало, это было за полтора года до операции в Солсбери», — пишет оппозиционер.
Именно после этого Навального начинают сопровождать члены специально организованной группы из сотрудников ФСБ с квалификацией медиков и химиков. Имена всех участников группы он называет на своем сайте.
По словам Навального, в 2017 году, во время одного из перелетов, он уже испытывал симптомы, схожие с отравлением «Новичком», но в тот раз, вероятно, дозировка оказалась слишком маленькой. Когда суд запретил Навальному участвовать в выборах из-за приговора по делу «Кировлеса», его на время оставили его в покое. Но в 2020 году все возобновилось — Навальный связывает это с «Умным голосованием», которое, по его оценке, заставило власть боятся результатов выборов.
Вторая предположительная попытка отравления состоялась в июле 2020 года, когда Навальный с женой улетел на отдых в Калининград. Тогда, по его словам, признаки отравления почувствовала его супруга Юлия, но эти признаки также бесследно прошли.
«Я просто шла по улице, чувствовала себя совершенно нормально. И внезапно почувствовала себя плохо. Потом очень плохо. Потом так плохо, как никогда в жизни себя не чувствовала. Алексей спрашивает: что у тебя болит? Чем тебе помочь? А у меня ничего не болит и я сама не понимаю, что происходит. Он принес мне воды, я пошла обратно в номер. По дороге присела на лавку и уже с трудом с нее встала. До номера еле добралась, хотя это было метров триста. Легла на кровать. Это было просто ужасно. Через час стало легче и я заснула. А утром все было совершенно нормально», — вспоминает Юлия Навальная.
Третий раз против Навального, судя по всему, применили «Новичок» уже в августе текущего года, говорится в расследовании.
При этом The Insider отмечает, что вся группа чекистов покинула Томск сразу после Навального, когда он уже, предположительно, получил свою дозу «Новичка». В связи с этим издание делает вывод, что никто из известных им эфэсбэшников не был в Омске, где в реанимации лежал Навальный, поэтому повторной попытки его отравления, скорее всего, не было.
Навальный назвал все произошедшее «государственным терроризмом». «Это не ФСБ-шники, работающие на заказ олигарха или чиновника, которого я обидел своим расследованием. Целый департамент ФСБ под руководством высоких начальников в течение двух лет ведет операцию, в ходе которой несколько раз пытаются убить меня и членов моей семьи, получая химическое оружие в секретной государственной лаборатории», — говорит оппозиционер.
Он полагает, что операцию такого масштаба и такой длительности под силу организовать лишь главе ФСБ Александру Бортникову, который, по всей видимости, не осмелился это сделать без приказа президента.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале