«Вы не будете царем». Эрнст раскрыл подробности противостояния с Зюгановым в 1996 году
Генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст рассказал о том, как лидер КПРФ Геннадий Зюганов безуспешно пытался получить эфирное время на ОРТ перед вторым туром президентских выборов 1996 года. Эрнст поделился воспоминаниями для новой книги журналиста Михаила Зыгаря «Все свободны», фрагмент которой опубликовал The Bell.
Публичную активность Зюганова, пишет автор, стали считать проблемой после очередного инфаркта Бориса Ельцина. Штаб президента скрывал это и опасался, что лидер коммунистов расскажет правду на одной из регулярных пресс-конференций.
Сооснователь НТВ Игорь Малашенко, отвечавший в штабе Ельцина за работу со СМИ, решил, что освещать деятельность кандидатов должны одинаково. Зюганов тоже должен был пропасть с экранов телевизоров.
В КПРФ предпринимали попытки «прорвать информационную блокаду». Незадолго до второго тура коммунисты купили эфирное время на ОРТ. Они собирались показать короткий фильм, где режиссер Станислав Говорухин рассказывает, как ЦИК будет отбирать у Зюганова победу при обработке бюллетеней. Эрнст утверждает, что считал это ложью — иначе команде Ельцина «не приходилось бы так крутиться». Однако он признает, что ролик мог повлиять на исход голосования.
Чтобы сбить эффект, Эрнст решил показать сразу после фильма Говорухина его же антисоветскую картину «Так жить нельзя». Глава штаба Ельцина Анатолий Чубайс попросил генпродюсера ОРТ не пускать Говорухина в эфир под любым предлогом.
Как вспоминает Эрнст, у канала был формальный повод: коммунисты якобы оплатили только половину эфира — пять из десяти минут (помощник Зюганова это отрицает).
Вечером в день, когда коммунисты планировали показать фильм, Зюганов с соратниками поехал в «Останкино». Узнав об этом, туда отправился и Борис Березовский. Бизнесмен хотел лично не дать коммунистам попасть в эфир, но Эрнст убедил его, что это должен сделать представитель канала.
Эрнст заявил коммунистам, что ролик не покажут, так как эфир не оплачен. Глава «Первого канала» вспоминает, что вице-спикер Госдумы от КПРФ Светлана Горячева угрожала тюрьмой, но он попросил оператора навести камеру на ее кольцо с большим камнем — и она прекратила спор. Затем предоставить эфир потребовал сам лидер КПРФ. Эрнст ответил, что может показать только половину.
Зюганов объявил, что они с соратниками уходят, но у лифта Говорухин стал доказывать, что нужно настаивать. Когда они вернулись, Эрнст сказал, что для монтажа уже нет времени, и предложил Зюганову самому пересказать телезрителям содержание ролика. Тот ответил, что хочет, чтобы это сделал Говорухин. Генеральный продюсер парировал, что режиссер — не член КПРФ и не может быть допущен в эфир. Он вспоминает, что Зюганов был «взмокший, яростный» и в эфире был способен только на оскорбления.
Кандидат опять покинул кабинет, а Говорухин опять убедил его вернуться. «Когда он вошел третий раз, я, конечно, стал ржать» , — приводятся в книге слова Эрнста. Гендиректор телеканала утверждает, что Зюганов удивился смеху, а он ответил, что лидеру КПРФ не нужно идти на выборы: «Вы не будете царем». В ответ на еще один уточняющий вопрос Эрнст, по его собственным словам, сказал, что «царь не вернется в третий раз».
В окружении самого Зюганова, отмечает Зыгарь, говорят, что после инцидента в телецентре кандидат, Горячева и Говорухин выступили на пресс-конференции. Лидер коммунистов вспоминает, что насчитал больше 20 телекамер. Пресс-конференцию не показал ни один канал.
Книга Михаила Зыгаря о президентских выборах 1996 года «Все свободны» выйдет в ноябре. Предзаказ доступен на сайте издательства «Альпина Паблишер».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале