Политическая воля и свободные выборы. В «Трансперенси» рассказали, что мешает бороться с коррупцией в России
Власти регулярно говорят о необходимости бороться с коррупцией, но зачастую дело ограничивается имитацией, говорится в исследовании, подготовленном Znak и российским отделением «Трансперенси Интернешнл». Эксперты говорят, что реальной борьбе мешает несменяемость власти и отсутствие политической воли.
Закон о лоббизме, напоминают авторы исследования, чиновники обсуждают уже 30 лет, о криминализации незаконного обогащения госслужащих и защите заявителей о коррупции — 14 лет.
За время президентства Владимира Путина Россия опустилась в рейтинге восприятия коррупции с 82 на 137 место. Такое же положение в рейтинге занимают такие страны, как Ливан и Кения.
Издание приводит несколько примеров того, как антикоррупционные инициативы, выдвинутые руководством страны, в итоге сворачивались.
Например, в 2013 году Путин говорил о необходимости вывести российскую экономику из офшоров. Во время пандемии коронавируса, однако, в число системообразующих предприятий, нуждающихся в господдержке, вошли организации, связанные с офшорными структурами. Кроме того, в апреле Госдума за 12 дней приняла поправки, разрешающие получать госгарантии не только офшорным экспортерам промышленной продукции, но и организациям, поставляющим иные товары.
По призыву Группы государств Совета Европы против коррупции (ГРЕКО), в которую Россия вступила в 2007 году, в Госдуму внесли инициативы об ответственности за подкуп судов и злоупотребление влиянием. Когда организация одобрила эту меру, проекты законов отозвали.
За год до вступления в ГРЕКО была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции. Но до сих пор не реализованы два положения документа, касающиеся защиты прав заявителей и уголовной ответственности за незаконное обогащение для госслужащих.
Что касается закона о лоббизме, то член антикоррупционного комитета Думы Николай Езерский (КПРФ) признает: «Всего не предусмотреть». По его словам, предпринимались попытки разработать рамочные законопроекты, но конкретные формулировки приводят в тупик. Езерский считает такой закон «преждевременным» и предупреждает: в городских парламентах могут появиться представители крупного бизнеса, которые будут продвигать интересы предприятий. «Это уже не лоббизм, а коррупция», — говорит депутат.
В 2013 году в Кремле было создано управление по вопросам противодействия коррупции. Однако, согласно материалу Znak, это лишь свело борьбу с ней к политической воле.
Затем были введены санкции против предприятий оборонной отрасли, и их отчетность стала менее прозрачной. А для муниципальных депутатов смягчили ответственность за недостоверные или неполные данные в декларациях.
По словам замглавы российского отделения «Трансперенси Интернешнл» Ильи Шуманова, о нормальной работе системы государственного управления нельзя говорить в отсутствие политической конкуренции и честных выборов.
При этом исследования признают некоторые подвижки: при Путине в законодательстве прописали понятие конфликта интересов, чиновников и парламентариев заставили декларировать доходы, а информацию о тендерах публикуют на сайте госзакупок.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале