Самолет от Вексельберга и «крыша» от прокурора: как заткнуть рот очевидцу коррупции
Неоконченный рассказ о региональных взятках с федеральными последствиями
Рассказ очевидицы о взятках, которые раздавал бывший вице-премьер Саратовской области, а ныне топ-менеджер холдинга из группы компаний “Ренова”, вызвал бурную реакцию в регионе. Свидетельница сначала подверглась давлению, потом была вызвана в прокуратуру, после чего перестала выходить на связь. Ранее она собиралась обнародовать подробности деловых и дружеских отношений своего бывшего приятеля с его нынешним руководителем Виктором Вексельбергом. О чем еще рассказала автор обращения в редакцию — в материале ПАСМИ.
экс-
Член саратовского филиала «Опоры России» и помощница депутата городской Думы Софья Самолина обратилась в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» в апреле 2020 года. Она рассказала, как стала очевидцем передачи 500 тысяч рублей помощнику саратовского областного прокурора Ибрагиму Дзангиеву.
По словам Самолиной, деньги передавал ее бывший близкий друг Юрий Моисеев. Это известный в Саратове чиновник — раньше он был заместителем председателя областного правительства, а с 2014 года перешел в подконтрольный Виктору Вексельбергу холдинг «Аэропорты Регионов» на пост директора по взаимодействию с органами власти.
Судя по всему, это взаимодействие у Моисеева выстроено отлично — сразу после публикации интервью Софью Самолину вызвали в областную прокуратуру, после чего она перестала отвечать на звонки журналистов.
Прокурорские бермуды
Рассказ Софьи Самолиной был опубликован 24 апреля, и в тот же день девушка сообщила журналистам, что на нее через общих знакомых начал оказывать давление бывший друг Юрий Моисеев. «Теперь у меня огромнейший конфликт с его знакомыми и семьей», — написала она в сообщении корреспонденту ПАСМИ.
Сначала Софья даже попросила удалить с сайта интервью, но потом заявила, что не отказывается от своих слов, а первоначальная реакция была вызвана страхом за близких. «Неожиданно начались очень серьезные проблемы у семьи, у меня. Я боюсь, что это обернется так, как я даже не ожидала», — пояснила Самолина в телефонном разговоре с редакцией.
В ходе беседы Софья также рассказала, что справки о ней через третьих лиц начал наводить и получавший от Моисеева деньги помощник областного прокурора: «Сейчас уже со стороны Дзангиева идет расспрос, по чьей просьбе я это все транслирую, кто попросил, чтобы я предоставила вам эту информацию. Я сказала, что за мной никто не стоит».
При этом Софья подчеркнула, что не может раскрыть всех деталей развернувшегося вокруг нее прессинга и что звонки от «доброжелателей» также получают ее родители: «Угроз пока на данный момент никаких не было, но моя семья уже об этом узнала».
А спустя пару часов после этого разговора бывшая подруга Юрия Моисеева написала, что ее вызывают «на допрос в прокуратуру», причем в надзорном органе ее ждут в этот же день — 24 апреля. Об обстоятельствах встречи девушка обещала рассказать тем же вечером, однако на связь она не вышла и отвечать на звонки журналистов перестала.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— губернатор Саратовской области Валерий Радаев
В саратовской областной прокуратуре, возглавляемой Сергеем Филипенко, на информационный запрос о проведении встречи кем-либо из сотрудников с Софьей Самолиной пока не ответили. Между тем, в уже опубликованном интервью Софья подчеркивала, что Ибрагимов является не просто помощником, но и доверенным человеком Филипенко.
Самолет для друга и яхта для премьера
Прессинг на заявительницу может также объясняться опасениями раскрытия данных о неформальных отношениях Моисеева с Виктором Вексельбергом. По словам собеседницы ПАСМИ, она не раз была свидетельницей дружеского общения экс-чиновника и миллиардера.
Самолиной известно, что Моисеев часто использует личный самолет своего босса. Также бывший друг показывал ей видео, сделанное на некоей яхте в 2018 году, когда он отдыхал вместе с Виктором Вексельбергом и Дмитрием Медведевым, занимавшим тогда пост премьер-министра. Причем, на записи было слышно, как глава корпорации «Ренова» предупреждает Моисеева о том, что это видео не должно никуда попасть.
Не исключено, что пути Моисеева и Вексельберга пересеклись еще в 2012 году, когда группа компаний «Ренова» претендовала на строительство аэропортового комплекса в Саратове, а зампред регионального правительства Юрий Моисеев курировал этот проект от лица области.
Именно в его бытность на этом посту Вексельберг добился намеченной цели, после чего Моисеев перешел на работу к миллиардеру — он стал курировать стройку уже как директор холдинга «Аэропорты регионов» по взаимодействию с органами власти.
Справка ПАСМИ:
«Аэропорты Регионов» — ведущий аэропортовый холдинг России. На сегодняшний день в холдинг входят международный аэропорт Кольцово (Екатеринбург), международный аэропорт Курумоч (Самара), международный аэропорт Стригино (Нижний Новгород), международный аэропорт Платов (Ростов-на-Дону) и международный аэропорт Гагарин (Саратов). Также управляющая компания реализует проекты модернизации аэропортов Петропавловска-Камчатского и Нового Уренгоя.
Саратовский аэропорт «Гагарин» открыли в августе 2019 года — с большой помпой, пригласив даже президента Владимира Путина, и большим опозданием, отстав от намеченного срока сдачи на два года.
Стоимость проекта в ходе его реализации несколько раз увеличивалась и составила 22 млрд рублей. Софинансирование проходило в рамках государственно-частного партнерства, участниками которого выступили правительство России, администрация Саратовской области и УК «Аэропорты Регионов».
Кстати, «Гагарин» оказался дорогим не только при строительстве, но и в эксплуатации — из-за высокой стоимости обслуживания многие авиакомпании отказывались от рейсов в Саратов. А вот Моисеев, как отметила его бывшая подруга, после сдачи аэропорта существенно обогатился, приобретя две машины бизнес-класса — для себя и дочери, и квартиру в Москве.
Юрий Моисеев до сих пор поддерживает отношения с первыми лицами Саратовской области. Собеседница ПАСМИ рассказывала о том, что он дружит с Сергеем Арениным, экс-начальником ГУ МВД России по Саратовской области, который сейчас представляет регион в Совете Федерации: «Созваниваются часто, и на все праздники (Моисеев) его поздравляет, приезжает». Хорошие отношения, хотя и не настолько близкие как с Арениным и Вексельбергом, у Моисеева и с губернатором Саратовской области Валерием Радаевым.
Именно из-за влияния Юрия Моисеева Софья Самолина побоялась обращаться к силовикам и решила сначала рассказать о возможных взятках журналистам. Со слов девушки, она планировала обратиться в правоохранительные структуры, но, судя по всему, теперь уже отказалась от намерения дать официальные показания.
Ответ задним числом
После публикации материала в редакцию ПАСМИ пришел ответ из прокуратуры Саратовской области на запрос от 24 апреля. В документе, датированном 14 мая, сообщается, что региональный надзорный орган совместно с УФСБ Саратовской области провел проверку в отношении старшего помощника прокурора Ибрагима Дзангиева.
В ходе проверки помощник регионального прокурора Сергея Филипенко по обеспечению собственной безопасности и физической защиты опросил автора обращения в редакцию ПАСМИ Софью Самолину.
“По результатам проведенных совместно с УФСБ России по Саратовской области проверочных мероприятий причастность перечисленных в публикации работников прокуратуры Саратовской области и должностных лиц организаций здравоохранения к коррупционным схемам не подтвердилась”, — отмечается в ответе на запрос ПАСМИ.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников в Саратовской области и других регионах России — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале