Сообщить
о коррупции
Сообщить
о коррупции
Сообщить
о коррупции

На таможне без страховки: как ФТС разбазаривает сотни миллионов из бюджета

Потерявшие здоровье таможенники вскрыли коррупционную схему в системе страхования

Бывшие сотрудники таможенных органов, получившие инвалидность в связи с вредными условиями труда, годами не могут добиться положенных по закону страховых выплат. Пытаясь разобраться в ситуации, они пришли к выводу, что ФТС заведомо переплачивает страховым компаниям и также заведомо сужает круг лиц, имеющих право на страховку. О коррупционной схеме, позволяющей обкрадывать инвалидов, а также о несовершенствах законов, дающем возможность ее реализовать, — в материале ПАСМИ.

В рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» обратился бывший сотрудник Федеральной таможенной службы, а ныне инвалид третьей группы Вадим Стук. Более 15 лет он и его коллеги по несчастью безуспешно пытаются добиться выплаты страховки, право на которую, казалось бы, прямо прописано в Федеральном законе «О службе в таможенных органах РФ».

Ни здоровья, ни денег

«В 2003 году я уволился из органов Федеральной таможенной службы по состоянию здоровья, — написал житель Белгородской области Вадим Стук. — Решением военно-врачебной комиссии мне была установлена третья группа инвалидности. За получением страхового возмещения я обратился в свою страховую компанию ЗАО „МАКС“, где мне было отказано в выплате страхового возмещения. Тогда я начал искать, в чём причина отказа и полагаю, что в 2019 году докопался до истоков».

За полтора десятка лет переписки с чиновниками к нему присоединились еще шестеро сослуживцев, которые были вынуждены уволиться по состоянию здоровья, получили инвалидность, но страхового возмещения так и не дождались. Всего же, по подсчетам Вадима Стука, речь может идти о судьбах сотен бывших военнослужащих: только на участке Белгородской таможни Вадим Стук насчитал почти два десятка подобных случаев.

Правда, бороться с системой в силу определенной специфики службы отваживаются немногие. «Вы прекрасно понимаете что таможня — это хлебное место, особенно „группы оформления“ и „переходы“. Там ребята работают не за зарплату, а на общак смены и наверх отстегивают, поэтому никто из тех, кто с „перехода“, вякать против системы не будет! Хотя бы потому, что на всех есть компромат», — пояснил экс-таможенник.

Вадим отдал таможне 10 лет своей жизни. Работал в должности оперативного дежурного по прикрытию участка границы. Последние три года — с 2000 по 2003 — провел в помещении с вредными условиями труда, что не могло не сказаться на здоровье. Службу пришлось оставить.

Еще более показательна история старшего прапорщика в отставке Олега Салихова. В 2013 году во время несения дежурства в зоне таможенного контроля «Наумовка», он подвергся нападению гражданина Украины, в результате чего получил закрытую черепно-мозговую травму и перелом поясничного позвонка. Телесные повреждения были зафиксированы судебно-медицинскими экспертами. В 2015 году бюро МСЭК установило ему третью группу инвалидности с формулировкой «Заболевание получено в период военной службы».

Связь ухудшения состояния здоровья бывшего военнослужащего с перенесенной травмой официально подтвердил Комитет судебных экспертов. Тем не менее, страховая компания «Согаз», куда обратился пострадавший, не признала случай Салихова страховым и отказала ему в выплате компенсации.

Регламент сверхприбыли

Отказываясь выплатить страховку Стуку, Салихову и другим бывшим таможенникам, страховые компании ссылались на «Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц ФТС РФ».

И как оказалось, были формально правы. Дело в том, что этим регламентом предусмотрено всего четыре условия для выплат. Чтобы застрахованное лицо получило деньги, в заключении медико-социальной экспертизы должно стоять «Профессиональное заболевание», «Трудовое увечье», «Заболевание получено при ликвидации аварии на ЧАЭС», «Военная травма».

При этом такие формулировки встречаются крайне редко, самым распространенным вердиктом, который выносят военно-врачебные комиссии, является как раз тот, что не дает права на получение страхового обеспечения, а именно «Заболевание получено в период военной службы». В ФТС считают, что данная формулировка не указывает на наличие причинно-следственной связи между полученным заболеванием и прохождением службы в таможенных органах.

Как рассказал Вадим Стук, регламент является неотъемлемым приложением к договорам страхования, которые заключаются ежегодно. И это приложение, в котором прописываются условия наступления страхового случая, правила, и порядок выплат страхового возмещения, разрабатывается руководством ФТС, что позволяет утверждать, что они преследовали определенные цели.

По мнению бывшего таможенника, именно вокруг регламента выстроена коррупционная схема. «Бюджетные средства выводятся из ФТС РФ в частные страховые компании, которые являются инструментом по легализации сверхприбыли, полученной якобы законным путём. Сверхприбыль компаний формируется за счет уменьшение вероятности наступления страхового случая по выплатам страхового возмещения, которая заложена в вышеуказанном регламенте», — поясняет он.

Мимо Минюста

Позднее экс-таможенники выяснили, что этот регламент не совсем законный. После нескольких безуспешных попыток оспорить действия страховых компаний в суде они обратились в Минюст. Из ответа стало ясно, что до 2019 года регламенты вообще не поступали на государственную регистрацию в министерство юстиции для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, как того требует ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в РФ».

Между тем, деятельность ФТС РФ как федерального органа исполнительной власти должна осуществляться только на основании документов, разработанных и согласованных с Минюстом РФ. То есть получается, что подчиненные Владимира Булавина, ежегодно заключая договоры страхования в произвольной форме, нарушали правила Единой государственной системы делопроизводства а суды, отказывая пострадавшим в компенсациях, брали за основу ненормативный акт.

Кроме того, добавляет Вадим Стук, были нарушены и положения бюджетного кодекса России, согласно которому «бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам». Если следовать закону, то денежные средства, за исключением оплаты услуг страховщиков и страховых выплат сотрудникам должны возвращаться в бюджет. Но этого не предусмотрено в договоре и регламенте — остатки являются страховой премией.

Что является причиной такой щедрости ФТС, можно только догадываться. Но, по словам Вадима Стука, представители страховых компаний ЗАО МАКС и Росгосстрах признавались ему в частной беседе, что «их руководство отстёгивает от 20 до 25% в ФТС за контракт».

Как бы то ни было, но потери для бюджета с учетом того, что ситуация с выплатами остается неизменной второй десяток лет, составляют сотни миллионов рублей.

Ненужные миллионы

Но эти потери, судя по всему, не волнуют правоохранителей. Еще в 2010 году Вадим Стук обращался в Следственный комитет и Министерство внутренних дел РФ с заявлением, в котором просил привлечь к уголовной ответственности руководителей ФТС РФ по статье «Нецелевое расходование бюджетных средств». Но в возбуждении уголовного дела ему было отказано.

В начале 2019 года свои доводы о возможных коррупционных схемах бывший таможенник при помощи зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Натальи Поклонской направил в Генпрокуратуру РФ.

В ответе ведомства от 7 мая указано: «Проверка сведений о возможном лоббировании должностными лицами таможенных органов интересов страховых компаний поручена управлению по противодействию коррупции ФТС РФ». Спустя восемь месяцев с момента получения данного ответа, сведений о результатах проверки все еще нет. «Коту поручили проверить, кто сметану съел!» — прокомментировал ответ прокуроров Вадим Стук.

А в октябре 2019 года он получил очередной ответ из Минюста, из которого следовало, что ФТС уничтожила все договоры и регламенты, изданные до 2013 года, ссылаясь на истечение срока хранения договоров. В числе прочего, документы содержали сведения о движении бюджетных средств в течение договорного периода.

Таким образом, у заявителей есть основания полагать, что уничтожение документов, является своего рода сокрытием улик работодателем. «Пока Генеральная прокуратура РФ, не спеша и тщательно проводит проверку моего заявления, ФТС РФ заметает следы», — говорит Вадим Стук.

Сложившуюся ситуацию отставной майор таможенной службы подробно изложил и в личном обращении к Владимиру Путину. По его мнению, Генеральная прокуратура вместе с Министерством юстиции, вместо пресечения коррупции в сфере обязательного государственного страхования ФТС, занимаются волокитой и имитацией правоохранительной деятельности.

Сегодня Вадим Стук вместе с юристами готовит новые обращения в Следственный комитет и суды с целью добиться страховых выплат бывшим сотрудникам таможенной службы по всей стране.

Дырка в законе

Между тем, разрешить ситуацию можно законодательно, отмечает Вадим Стук. Дело в том, что в отношении должностных лиц ФТС РФ, которые относятся к правоохранительным органам, а в вопросах медицинского освидетельствования приравнены к военнослужащим, не применяются законы в области страхования, распространяющиеся на МВД, ФСБ, прокуратуру и т.п.

Если ликвидировать этот законодательный пробел, реализация сомнительных схем в страховании будет невозможна, а потерявшие здоровье бывшие таможенники не будет сталкиваться с проблемами получения страховых выплат, как сейчас с ними практически не сталкиваются другие силовики.

Но самым лучше путем для разрешения ситуации стало бы создание типового Госконтракта, единого для всех госучреждений, который бы регулировал вопрос взаимодействия госорганов с частными страховыми компаниями, считает Вадим Стук.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в ФТС и других силовых структурах — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

Колокольцев против Романова: как конфликт бизнесменов превратился в дело генералов

Противостояние министра и кандидата на его пост кончилось задержаниями в СД МВД

Loading...
Loading...