Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Развал под контролем Бастрыкина — за гибель женщины никто не ответил

Следователи доволокитили дело до истечения сроков давности

Ответственность за смерть жительницы Норильска в результате падения фрагмента крыши никто не понес, довести расследование до логического конца не помогло даже вмешательств главы СКР Александра Бастрыкина, взявшего дело под личный контроль. Это дело трижды возбуждалось и трижды прекращалось, при этом в третий раз был даже установлен виновный, но все сроки давности уже прошли. О манипулировании данными экспертиз и других уловках следователей, чтобы преступление осталось нераскрытым, ПАСМИ рассказал правозащитник Руслан Абдуллаев.

Переменчивый ветер

Трагедия на Талнахской улице в Норильске произошла 23 марта 2016 года. Сильным ветром сорвало часть крыши дома № 33, кровля упала на проходящую мимо 33-летнюю Лину Торбееву. Женщина погибла от травм, несовместимых с жизнью.

Спустя два дня — 25 марта — следственный отдел по городу Норильск ГСУ СК России по Красноярскому краю возбуждает уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ — причинение смерти по неосторожности. Но 25 января 2017 года дело прекращают за отсутствием события преступления.

Как отмечается в постановлении за подписью замглавы следственного отдела Сергея Серебрякова, следователи не нашли никаких изъянов в конструкции кровли дома и сделали вывод, что причиной смерти Торбеевой стали обстоятельства непреодолимой силы, так как скорость ветра достигала 51 м/сек., а конструкция крыши была рассчитана не более чем на 37 м/сек.

Постановление об отказе представитель матери погибшей женщины Руслан Абдуллаев обжаловал в письме на имя председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Тот дал поручение провести проверку, а также обязал главу Следственного управления по Красноярскому краю встретиться с автором жалобы и доложить о результатах.

18 августа 2017 года замглавы отдела Главного управления процессуального контроля СКР Владимир Ануфриев отменил постановление о прекращении дела, и норильские следователи возобновили предварительное расследование.

«Но даже личный контроль Александра Бастрыкина не помог. Спустя почти год — 15 августа 2018 — замруководителя следственного отдела по городу Норильск красноярского ГСУ Денис Форсель снова прекратил дело о гибели Торбеевой», — рассказал правозащитник.

Причина — та же: преступления не было, были обстоятельства непреодолимой силы. Правда, скорость ветра в постановлении указана другая — 35 м/сек., а ветровая нагрузка, которую могла бы выдержать конструкция крыши, снизилась до 32 м/сек.

Неиспользованный шанс

Руслан Абдуллаев написал депутату Госдумы Наталье Костенко, она направила обращение к генеральному прокурору Юрию Чайке. Также правозащитник обратился с иском о незаконности прекращения дела в Норильский городской суд.

«В ходе судебного процесса стало известно, что 8 октября 2018 года зампрокурор Норильска Николай Кублик постановление о прекращении уголовного дела отменил. Была дана оценка и действиям следователей, которые вели это дело», — отметил юрист.

Отделение по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов регионального ГСУ СКР провело проверку по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). По ее итогам обнаружили ряд нарушений, но в возбуждении уголовного дела было отказано. Причина в том, что возможность проведения следственных и процессуальных действий, направленных на обеспечение качественного расследования, не была утрачена.

Справился ли Александр Бастрыкин со своими задачами на посту председателя Следственного комитета РФ?

Но свой шанс исправить ситуацию следователи упустили, прекратив дело во второй раз. И опять не обошлось без нарушений: как отметил зампрокурора Норильска, в нарушение требований ст. 73 УПК РФ «органом предварительного расследования не принято достаточных мер к надлежащему сбору и оценке доказательств, их исследованию в целях установления обстоятельств совершённого преступления».

При этом к моменту прекращения уголовного дела во второй раз, истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Таким образом, незаконные действия сотрудников ГСУ СК России по Красноярскому краю сделали невозможным наказание виновных.

Не стихия, а головотяпство

Третья попытка расследовать уголовное дело была поручена сотрудникам управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия.

Следователи установили, что скорость ветра в указанный день не превышала 33 м/сек., а конструкция крыши спроектирована так, что может выдержать более сильный ветер. Также было выяснено, что крыша эксплуатировалась с нарушениями нормативных документов, а при надлежащей эксплуатации ее отрыва, а следовательно, и гибели женщины, можно было избежать.

По версии следствия, «должностные лица управляющей организации, не выполнили необходимых мероприятий направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью граждан».

Также было установлено лицо, виновное в совершении преступления — начальник ремонтно-эксплуатационного участка ООО «Жилкомсервис» Юрий Янгильдин.

За день до гибели Торбеевой в аварийно-диспетчерскую службу поступило сообщения о повреждении кровельного покрытия в доме № 33 на Талханской улице, и для устранения этих повреждений была направлена бригада рабочих под руководством Янгильдина. Но, как выяснило следствие, ремонт был произведен некачественно. Кроме того, Янгильдин, нарушив должностные инструкции, не сообщил об аварийной ситуации руководству и не принял мер для ограждения опасной зоны.

Они должны быть в курсе:
— прокурор Красноярского края Михаил Савчин
— глава УФСБ Красноярского края Александр Калашников
— и. о. руководителя СУ СКР Красноярского края Андрей Потапов

Следователи сделали вывод, что смертельные травмы Торбеева получила именно в результате преступного бездействия Янгильдина, выразившегося в неисполнении профессиональных обязанностей. Несмотря на то, что вина обвиняемого в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 109 УК РФ была доказана, к ответственности его не привлекли — истек срок давности.


«При этом раскрыли преступление красноярские следователи за 7 месяцев. То есть, если бы дело дважды не прекращали, то оно вполне успело бы дойти до суда до истечения срока давности», — подчеркнул Руслан Абдуллаев.

Халатность или умысел

Юрист уверен, что норильские следователи намеренно затягивали расследование уголовного дела. Он обратился с жалобой на действия правоохранителей к главе СКР Александру Бастрыкину.

В письме Абдуллаев просит проверить следователей на причастность к преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 293 и ст. 300 УК РФ — халатность и незаконное освобождение от уголовной ответственности.

По мнению правозащитника, следователи уничтожили вещественное доказательство, манипулировали с цифрами о силе ветра и возможной ветровой нагрузки сорванной кровли, незаконно прекращали уголовное дело.

«Они делали все возможное, чтобы преступление оказалось нераскрытым и виновные лица не понесли заслуженного наказания. Фактически им это удалось», — отмечает Руслан Абдуллаев в письме главе СКР.

Впрочем, по его словам, «норильские следователи постоянно разваливают все значимые уголовные дела касающиеся коррупции, должностных и налоговых преступлений».

Если в вас есть информация о коррупционных нарушениях правоохранителей в Красноярском крае и других регионах России, пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале