Могилы вместо огородов: подмосковные ритуальщики оккупировали земли Минсельхоза
Государство не может вернуть участки, незаконно розданные в нулевые
Подмосковный рынок ритуальных услуг не менее коррумпирован и криминализирован, чем похоронный бизнес в Москве. PASMI обнаружило, что в Мытищах на землях Минсельхоза, предназначенных для сельскохозяйственного производства, появилось кладбище, а компания, которая их обслуживает, может быть связана с экс-главой ГБУ «Ритуал» Игорем Медведковым. Принадлежащие государству участки были распроданы еще 15 лет назад, и помешать этому не смог даже Владимир Путин.
Дело против внештатного корреспондента Meduza Ивана Голунова для журналистов стало поводом разобраться с тем, что происходит в похоронном бизнесе. PASMI на примере одного кейса рассказывает, как земли, отданные государством в аренду для сельхозпроизводства, используют под захоронения.
Лихие нулевые
Удивительные вещи с имуществом «Совхоза им. Тимирязева», подчиняющегося Министерству сельского хозяйства, происходят с начала нулевых. В 2005 году в отношении сельхозпредприятия из-за долгов была введена процедура наблюдения. Временным управляющим предприятием стала Ольга Красковская. В ее обязанности входило оформление кадастровых планов земельных участков, которые в то время находились в пользовании совхоза. В Мытищинском районе это были 3 тыс. 103 гектара. Красковская превысила полномочия: она сформировала и поставила участки на кадастровый учет.
В 2008 году ФГУП «Совхоз им. Тимирязева» признали банкротом, поскольку за три года он не смог восстановить свою платежеспособность. Вместо Красковской управляющим назначили Александра Вакка. Получив полномочия управленца, он начал распродавать участки совхоза, незаконно поставленные на учет Красовской.
Они должны быть в курсе:
— губернатор Московской области Андрей Воробьев
— прокурор Московской области Сергей Забатурин
— и.о. главы СУ СКР по Московской области Александр Иванов
— начальник ГУ МВД по Московской области Виктор Пауков.
Часть из них отошла ООО «Дэймос» (сейчас — ООО «Агрофирма Пирогово», находится в стадии ликвидации). В числе совладельцев этой компании был Михаил Полетаев, работавший на бывшего главу Дальневосточного центра судостроения Игоря Борбота. Несколько лет назад последнего обвинили в хищении 4 млрд рублей на строительстве судоверфи «Звезда». Борбота также называли человеком, близким к Игорю Сечину: незадолго до ареста, если верить СМИ, он стал директором департамента локализации морской техники «Роснефти».
Владимир Путин в 2009 году требовал защитить интересы государства в отношении земель, но вернуть их это не помогло. Правда, распродажа участков обернулась для бывших управляющих ФГУП «Совхоз им. Тимирязева» Красковской и Вакки обвинением в мошенничестве. Последнего даже объявили в международный розыск по линии Интерпола, поскольку на его счету также числился рейдерский захвата здания, где располагалась Мосгордума.
В 2014 году сотрудникам Следственного комитета поручили обеспечить полное и объективное расследование уголовного дела, и доложить о его результатах президенту. Источники PASMI утверждают, что бывшее руководство ФГУП «Совхоз им. Тимирязева» неоднократно просило власти разобраться с ситуацией вокруг возврата земель в пользование предприятия, но их просьбы игнорировались.
Весной 2019 года появилась надежда на изменение ситуации: во главу ФГУП поставили Сергея Василенко. Судя по данным «СПАРК-Интерфакс», он связан с силовыми структурами. Раньше у него был бизнес с Героем России Александром Пегишевым и экс-начальником разведки ВДВ Павлом Поповских. До недавнего времени Василенко числился совладельцем ЧОПа «Альфа-Арсенал», охранявшим парк Минобороны «Патриот». Кроме того, новому директору структуры Минсельхоза принадлежало ООО «ЮПК», поставлявшее продовольствие ФСБ, а руководил его бизнесом Денис Лактионов. До присоединения Крыма к России Лактионов служил в вооруженных силах Украины, а после работал в должности замглавы Федеральной антимонопольной службы по Севастополю.
Спорная земля
Судя по данным Росреестра, в деревне Юдино в Мытищах у «Совхоза им. Тимирязева» есть участок земли для сельскохозяйственного производства размером в 2,8 гектаров. Однако на нем вместо ягод и овощей разрастаются ограды и могилы. Согласно выписке из кадастровой службы, земля принадлежит государству и находится в бессрочном пользовании совхоза, при этом на нее наложен арест из-за тяжб между ФГУП и «Агрофирмой Пирогово».
Администрация городского округа Мытищи на вопрос о том, почему на спорном участке происходят захоронения, объясняет, что он еще с 60-х годов прошлого века входит в состав муниципального кладбища «Юдинское». Однако поставить землю на кадастровый учет не удалось — она оказалась в собственности у Российской Федерации. По какой причине, в администрации Мытищ не объяснили.
«Для размещения указанного кладбища распоряжением Жостовского совета депутатов трудящихся от 03.04.1966 г. у совхоза им. Тимирязева изъят земельный участок площадью 9,3 га под организацию кладбища и устройство автодороги к нему», — говорится в ответе чиновников на запрос PASMI. Местные власти добавляют, что сейчас пытаются установить границы занятых кладбищем земельных участков и признать на них право собственности через суд. Ответчиками по делу как раз выступают подмосковное управление Росимущества и совхоз.
Практика самозахвата земель, отданных под сельхозпроизводство, распространена по всей России, утверждает собеседник PASMI, знакомый с похоронной отраслью. Виной тому, по его словам, банальное отсутствие на кладбищах ограждений. «Нет сетки — пошли дальше и дальше, и не переводя землю в другую категорию начинают хоронить», — объясняет он.
Ритуальный спрут
Другой участок кладбища, к которому примыкают спорные 2,8 гектаров земли, действительно находится в городской собственности, следует из Росреестра. В начале 2018 года чиновники передали его в бессрочное пользование МКУ «Централизованная ритуальная служба городского округа Мытищи» (МКУ ЦРС ГОМ).
ЦРС ГОМ руководит Лариса Гришкова. По данным «СПАРК-Интерфакс», помимо должности директора казенного предприятия, она еще числится совладельцем АО «Посбон», — компании, которая, согласно ответу властей Мытищ, арендовала в 1995 году кладбищенские земли у местной администрации.
«Посбон» принадлежит семье Александра Гришкова — депутата совета депутатов городского округа Мытищи от «Единой России».
Сейчас агенты «Посбона» работают при морге Мытищинской городской больницы, но деятельность компании не ограничивается пределами округа: сотрудники фирмы трудятся в нескольких подмосковных городах. Всего юрлиц, действующих под брендом «Посбон», насчитывается более десяти. Все они зарегистрированы на разных людей, но поставляют услуги МКУ ЦРС ГОМ.
Внештатный корреспондент «Медузы» Иван Голунов в своем первом расследовании о похоронном бизнесе рассказывал, что один из подмосковных «Посбонов» был связан с экс-руководителем ГБУ «Ритуал» Игорем Медведковым, возглавлявшим структуру Департамента торговли и услуг Москвы с 2013 по 2015 годы.
Источник PASMI в похоронной отрасли подтверждает, что сеть компаний «Посбон» «держит» рынок ритуальных услуг в Мытищах, и предполагает, что за всеми ними стоит какой-то влиятельный человек.
Любопытно, что сестра Ларисы Гришковой и еще один совладелец «Посбона» — Таисия Суржикова — работает главным специалистом отдела обеспечения судопроизводства Мытищинского горсуда.
PASMI направило официальные запросы с просьбой объяснить, почему на землях Минсельхоза находится кладбище, в само министерство, а также в МКУ ЦСР ГОМ и Главное управление региональной безопасности Московской области. На момент публикации материала редакция не получила ни одного ответа.
Кладбище — ФСБ — Минсельхоз
В октябре 2018 года губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал постановление о передаче полномочий в сфере погребения от Министерства потребительского рынка и услуг Московской области к Главному управлению региональной безопасности (ГУРБ).
ГУРБ Московской области возглавляет выходец из управления «М» ФСБ Роман Каратаев. СМИ писали, что Каратаев не перестал работать в ФСБ, а до сих пор является прикомандированным сотрудником к правительству Московской области. Интересно, что Каратаев работал в управлении «М» тогда же, когда его возглавлял нынешний глава управления ФСБ по Москве и Московской области Алексей Дорофеев. В расследовании «Медузы» Дорофеева и его зама Марата Медоева связывают с контролем над похоронным рынком в Москве.
«Новая Газета» писала, что Алексей Дорофеев в горизонталях силовых взаимосвязей считается человеком близким к бывшему руководителю ФСБ России и нынешнему секретарю Совбеза Николаю Патрушеву. Сын Николая Патрушева Дмитрий возглавляет Минсельхоз, в чьем ведении находится «Совхоз им. Тимирязева».
По информации источников PASMI, руководство совхоза обращалось в Минсельхоз с просьбой разобраться с ситуацией нахождения кладбища на сельскохозяйственных землях, однако результата это не принесло. Вместе с тем, другие источники PASMI из ФСБ по Москве и Московской области говорят, что знают о проблеме кладбища в поселке Юдино, однако сверху дали команду не вмешиваться в это дело.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в сфере ритуальных услуг — пишите в рубрику PASMI «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале