Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Поручения Путина не выполняют — денег нет и мыслей нет

Половина федеральных программ в 2019 году не получила ни рубля

Счетная палата выявила задержку исполнения национальных проектов, разработанных по поручениям президента РФ Владимира Путина. Власти успели профинансировать только 12,8% от объема работ, предусмотренного по плану в нынешнем году. Эксперты связывают это с недоработкой нацпроектов.

22 мая президент России Владимир Путин вновь затронул тему национальных проектов. Их главной целью он назвал благосостояние граждан страны.

«Еще не раз повторю, что они построены вокруг человека. Потому что в сегодняшнем, бурно развивающемся мире, когда в одночасье могут обнуляться и активы, и прежние продукты, и технологии, и те или иные природные ресурсы, а человек и его таланты, образование, способности, напротив, остаются основополагающей ценностью», — цитирует «РИА Новости» выступление главы государства на съезде Федерации независимых профсоюзов России.

Спорить с этими утверждениями, как и с важностью исполнения стратегических планов развития страны сложно, только реализация планов буксует. Причина, по данным Счетной палаты — в недостаточном финансировании. PASMI разбирается в том, какие нацпроекты насколько профинансированы и почему это делается так медленно.

12 шагов развития страны

После своего переизбрания в мае 2018 года президент России Владимир Путин поставил стратегические задачи развития страны до 2024 года. Поручения главы государства касались нескольких направлений, в том числе развития экономики, инфраструктуры, строительства дорог, улучшения образовательной системы.

Для решения этих задач правительство разработало 12 национальных проектов, — это планы развития страны на ближайшие пять лет. Общая стоимость национальных проектов оценивается в 25,7 трлн рублей. Большую часть этих денег предполагается изыскать в федеральном бюджете.

Национальные проекты фактически стали преемниками так называемых приоритетных национальных проектов, которые выполнялись с 2006 по 2018 год. Часть из них еще не завершена и будет реализовываться параллельно с новыми программами.

К примеру, принятая в ноябре 2017 года приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (рассчитана до 2025 года), которую изначально курировал зампред правительства Аркадий Дворкович, будет сопровождать одноименный национальный проект, утвержденный правительством в 2018-ом (курируется зампредом правительства Антоном Силуановым).

Для реализации приоритетной программы даже была создана отдельная госструктура — Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда, сейчас ее возглавляет бывший топ-менеджер «Росатома» Николай Соломон.

Как приоритетный, так и национальный проекты нацелены на схожие результаты: повысить производительность труда на российских предприятиях, вовлекая в эту работу как можно большее число компаний из разных регионов. Пока что в программах по повышению производительности труда участвует полтора десятка регионов. К 2024 году федеральные власти надеются привлечь к работе все субъекты РФ.

На медленном старте

Новые национальные проекты, утвержденные Путиным после инаугурации, выполняются с серьезной задержкой. Из предусмотренных в нынешнем году 1,7 трлн рублей на их реализацию пока потрачено всего 221 млрд рублей, то есть 12,8% от всей суммы. Хуже всего дела обстоят с программами, касающимися строительства автомобильных дорог и повышения производительности труда россиян, для которых деньги в этом году почти не выделялись. Это следует из доклада Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета за январь—март 2019 года.

Проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в первом квартале 2019 года вообще не получил никаких средств. Это выглядит странным, учитывая, что программу контролируют чиновники, непосредственно отвечающие за наличие денег, — первый зампред правительства Антон Силуанов как куратор и министр экономического развития Максим Орешкин как руководитель. Между тем, в 2019 году на этот проект предполагается потратить 7 млрд 140 млн рублей.

К слову, стартовавший первым одноименный приоритетный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», тоже «буксует». В прошлом году он недополучил половину финансирования, более 600 млн рублей.

Дороги на бумаге

Запаздывает также реализация проекта «Безопасные и качественные автодороги», который курируют запред правительства Максим Акимов и министр транспорта Евгений Дитрих. Эта программа ставит амбициозные задачи: за пять лет привести в порядок около 260 тыс. километров региональных дорог. Это расстояние в 6,5 раз больше окружности планеты Земля по экватору. Стоимость проекта — 4 трлн 779,7 млрд рублей — пятая часть суммы, предназначенной на все национальные проекты. Большую часть этих денег планируется изыскать в бюджетах регионов, в то время как по другим проектам нагрузка, в основном, легла на федеральный бюджет.

По плану проекта, в России до 2024 года доля дорог, соответствующих нормативам, в городских агломерациях должна увеличиться в два раза, доля дорог регионального значения — почти на 8%. Кроме того, требуется устранить 50% мест концентрации ДТП и уменьшить на 10% долю федеральных и региональных трасс, которые работают в режиме перегрузки.

Только в Подмосковье в этом году в рамках нацпроектасобираются отремонтировать более 1,5 тыс. километров региональных дорог, что сравнимо с расстоянием от Москвы до Крыма.

В рамках проекта будут профинансированы крупные строительные проекты федерального масштаба, в том числе — дорога в столицу Ненецкого автономного округа — Нарьян-Мар (сейчас этот заполярный округ отрезан от европейской части России), а также дорога в объезд Краснодара (транспортная нагрузка на город увеличилась после открытия Керченского моста).

Но пока грандиозные планы дорожного проекта остаются только на бумаге. Финансирование проекта в 2019 году выполнено на уровне 0,1%, указывает Счетная палата. Хуже всего дела обстоят со строительством военных дорог, которые финансируются в рамках программы «Автомобильные дороги Минобороны России».

Это программа входит в дорожный нацпроект, как матрешка. Но ответственность за ее реализацию полностью лежит на военном ведомстве, которое самостоятельно определяет перечень дорог, нуждающихся в обновлении, сроки строительства и его стоимость, поскольку доступ к списку дорог Минобороны, среди которых, подъезды к казармам и полигонам, закрыт.

Денег нет, а стройка идет

Гражданские дороги в рамках нацпроекта, несмотря на отсутствие финансирования, начали строиться. В Вологде, например, аукционы завершились еще в апреле. Контракты на сумму 417 млн рублей выиграли местные компании, занимающиеся дорожным строительством, — ООО «Дорсервис» (выручка компании в 2017 году — 288 млн рублей) и ООО «Магистраль» (770 млн рублей). В мае подрядчики уже должны были начать работы, а в конце октября отчитаться о результатах.

В Ивановской области подрядчики, получившие контракты, уже приступили к работам. Непонятно, как ведется стройка, учитывая данные Счетной палаты, что деньги на проект выделены не были. Можно только предположить, что строители трудятся, используя свои средства в ожидании бюджетных субсидий.

Как выяснили аудиторы Счетной палаты, 37 из 75 федеральных проектов (входят в состав нацпроектов), в 2019 году не получали финансирования. Без денег оказались, в частности, программы «Автомобильные дороги Минобороны России», «Европа — Западный Китай», «Северный морской путь», «Транспортно-логистические центры», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» и «Развитие научной и научно-производственной кооперации».

Не жадность, а недоработка

Специалист экономической экспертной группы Александра Суслина объяснила задержку финансирования национальных проектов их слабой проработанностью.

«Идея нацпроектов имеет декларативный макроэкономический характер — достигнуть далеких горизонтов. Но на уровне документов эти проекты оказались не прописаны, проектное планирование не завершено. Поэтому не на что пока что выделить деньги, даже учитывая, что они лежат в казне. Пока нет документов, закупок, техническая сторона вопроса остается нерешенной, ничего не может быть сделано. Здесь не стоит вопрос о том, что в правительстве „зажали“ деньги, просто нет пока конкретного Петра Петровича, который бы пришел с портфелем документов и реальными предложениями, и забрал бы эти деньги», — сообщила она PASMI.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале