Росфинмониторинг насчитал 20 трлн рублей объема теневой экономики в России
Объем теневой экономики в России в 2018 году составил более 20 трлн рублей и равен около 20% ВВП страны, следует из ежегодной оценки Росфинмониторинга (финансовая разведка), которую ведомство направляет в МВД.
Тень больше света
Оценка приводится в проекте документа Росфинмониторинга с анализом уровня соответствия России рекомендациям ФАТФ (международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), пишет РБК.
В 2016 году объем теневой экономики составил 28,3% ВВП, или 24,3 трлн рублей. В 2017 году объем теневой экономики, по оценке Росфинмониторинга, сократился почти на восемь пунктов, до 20,5% ВВП (18,9 трлн рублей).
На сегодняшний день объем теневой экономики больше, чем расходы всего федерального бюджета на 2019 год (18 трлн рублей), в три раза больше годовой выручки «Газпрома» (6,5 трлн рублей за 2017 год), более трети всех денежных доходов россиян за 2018 год (57,5 трлн рублей).
Возможно, резкое сокращение теневой экономики в 2017 году связано не только с реальным сокращением скрытой и нелегальной активности, но и с изменением методики Росфинмониторинга (какая-то часть теневой экономики перестала таковой считаться). В то же время сам Росфинмониторинг отмечает, что в последние годы объемы выводимых за рубеж подозрительных денежных средств «существенно снизились», «значительно сократилось» и поступление теневых финансовых потоков из-за рубежа.
«Мы можем оценивать, сколько людей уходит в той или иной степени от государства в сферы, которые государство считает теневой экономикой. По полной занятости это около 20 млн граждан в трудоспособном возрасте, а по частичной занятости — невозможно посчитать. С нашей точки зрения, еще около 10 млн трудоспособных граждан могут находиться в таких факультативных теневых отношениях», — сказал РБК профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский.
Основным фактором, определяющим масштаб теневой экономики в России, является коррупция, а также избыточное государственное регулирование и высокие налоги, от которых бизнес стремится «уйти в тень» и выплачивать зарплаты в конвертах, полагает научный руководитель лаборатории антикоррупционной политики ВШЭ Юлий Нисневич.
По оценке Росстата на конец сентября 2018 года, в российской экономике неформально заняты 14,9 млн человек (20,4% в общей численности занятых). А так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах и в неофициальном секторе) составил в 2017 году 11,8% ВВП (около 10,9 трлн рублей).
МВФ в январе 2018 года опубликовал межстрановое исследование, в котором оценил объемы теневой экономики в разных странах с 1991 по 2015 год. При этом МВФ тоже не включал в свою оценку нелегальную или криминальную деятельность. Уровень теневой экономики в России оказался намного выше официальных оценок — 33,7% ВВП за 2015 год — и выше среднего по 158 странам (27,8%). В развитых странах показатель оказался в пределах 10% ВВП (в Канаде — 9,4%, в Германии — 7,8%, в Японии — 8,2%, в США — 7%). При этом российский показатель оказался сопоставим с Венесуэлой (33,6%), Пакистаном (31,6%), Египтом (33,3%).
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале