Откровенный подлог под прикрытием судей
Предприниматель выплатил долг бизнес-партнеру уголовным делом
Предприниматель, которого обвинили в срыве федеральной программы по переселению из аварийного жилья, оказался замешан в еще одном многомиллионном конфликте — на этот раз вокруг крупного поволжского санатория. Партнеры бизнесмена подозревают его в фальсификации документов, уклонении от долгов и шантаже. Строительный и курортный скандалы помимо общего героя объединяет еще одна деталь — странная безнаказанность самарского коммерсанта.
«Позорный» поселок
Широкую известность в родной Самарской области застройщик Андрей Егоров и его компания «Луч» получили еще в 2011 году, когда жители ветхих и аварийных домов взбунтовались против переселения в новый микрорайон Озерный, построенный в рамках федеральной целевой программы.
«Деньги потратили, а построили картонные домики в стиле „пана Тыквы“ из сказки про Чипполино», — писали тогда местные блогеры о домах с грибком и трещинами в стенах, ржавой канализацией, перекошенными дверями и окнами.
Череда публикаций прокатилась и в СМИ, журналисты дали поселку меткое прозвище — «Позорный»: «В народе поселок „Озерный“ иначе как „Позорный“ уже не называют. „Счастливые“ новоселы в шоке от такого решения жилищной проблемы: качество предлагаемого им нового жилья даже хуже их прежних хибар».
Власти не сразу согласились, что упустили контроль над президентской программой, но в 2012 году после заключения экспертов самарская администрация официально признала квартиры, обошедшиеся бюджету почти в 700 млн рублей, непригодными для жизни.
При этом Андрей Егоров, директор компании ООО «Луч», которая и строила «Озерный», заявил, что ответственность на себя не берет и готов устранить недочеты только в том случае, если их вина будет доказана. Но администрация судиться с бизнесменом почему-то не захотела, и строитель нового жилья, оказавшегося хуже старого, вышел сухим из воды, чтобы через несколько лет его фамилия всплыла уже в другой неприятной истории.
Радужный старт…
Очередной жертвой коммерсанта Егорова стал его партнер по бизнесу Сергей Мельников, для которого корпоративный конфликт обернулся уголовным давлением.
Эта история берет начало в далеком 1998 году, когда Мельникова пригласили на должность директора ОАО «Санаторий Старт». Это акционерное общество являлось собственником крупного одноименного профилактория, расположенного практически в центре города. Одним из акционеров компании был Андрей Егоров. Отношения с директором сразу были выстроены в партнерской плоскости: всю финансово-хозяйственную деятельность санатория стала вести компания Мельникова — ООО «Базис плюс», где он был единственным учредителем и директором, а обязанности главбуха лежали на его жене — Вере Мельниковой.
Задание перед управляющим акционеры поставили стандартное — развивать бизнес и увеличивать его доходность. Перемены не заставили себя ждать: заросшая бурьяном территория вокруг профилактория была приведена в порядок, появилось ограждение, автоматические ворота и другие элементы благоустройства, а над одноэтажным зданием столовой выросло еще два этажа. Вслед за внешним переустройством последовало внутреннее: за годы работы направление деятельности неоднократно менялось, приспосабливаясь к условиям рынка и текущей конъюнктуре, таким образом, санаторий частично был трансформирован в гостиницу, а затем — в центр сдачи офисов в аренду. Причем основным арендатором выступал «Базис плюс».
К 2010 году трансформации коснулись и состава акционеров: Сергей Мельников становится обладателем 25% акций, а группа компаний Андрея Егорова получает контрольный пакет — 75%. В таком составе и принимается решение о капитальном ремонте здания, переросшее затем в многолетнюю тяжбу.
Кредит на 24 млн рублей под эту цель оформляют на мельниковский «Базис плюс» в счет арендной платы, а осваивает деньги егоровская фирма «Луч», ставшая подрядчиком. Работы завершились в 2012 году, все акты о выполнении работ между ООО «Базис плюс» и ООО «Луч» были подписаны, а выплаты банкам еще продолжались.
«Вкладывая деньги, я не испытывал особого беспокойства, — поделился Мельников с ПАСМИ. — Я думал, что меня нельзя „кинуть“, пока я — директор ОАО „Санаторий Старт“. А честное слово главного акционера Егорова Андрея Владимировича: „не переживай за свои вложения, будешь всегда директором, все под твоим контролем“ и вовсе не давало повода для переживаний».
Кроме того, партнеры договорились распределить между собой квадратные метры недвижимости в соответствии с пакетом акций. И в 2012 году подготовительным этапом стало разделение здание санатория «Старт» на несколько объектов, зарегистрированных отдельными свидетельствами на собственность. Оставалось лишь закрепить эти части за конкретными людьми. С учетом рыночной стоимость здания профилактория в 100 млн рублей, доля Мельникова оценивалась в 25 млн.
Но Егоров в одностороннем порядке берет паузу в этом стратегическом плане. «Небольшой» тайм-аут затягивается на годы, в течение которых семья Мельниковых продолжает рассчитываться с кредитом, залезая в новые долги в ожидании завершения сделки. По приблизительным подсчетам сумма выплат вместе с процентами составила около 40 млн рублей. Но регистрации права собственности предприниматель так и не дождался.
…и горький финиш
Резкий поворот в отношениях бизнес-партнеров пришелся на 2016 год. В конце октября «Базис плюс» производит последний платеж по кредиту, а спустя месяц с небольшим, 6 декабря, Андрей Егоров приходит в «Старт» вместе с сыном Михаилом и объявляет Мельникову: с 1 января 2017 года мой сын — новый директор ОАО «Санаторий Старт», а вы здесь больше не работаете.
Кстати, формально, к этому времени Андрей Егоров уже не являлся акционером — весь свой пакет акций он передал сыну еще в 2012-ом, но, по факту, все равно оставался единственным реальным хозяином.
Выставив за дверь директора, который без малого 20 лет руководил санаторием, финансовый расчет с ним производить никто не собирался, хотя по акту бухгалтерской сверки от 1 января 2016 года задолженность ОАО «Санаторий Старт» перед ООО «Базис плюс» составила 17,3 млн рублей с учетом оплаты за ремонт здания.
Но когда Мельников предъявляет долговые требования, выясняется удивительное: ремонта, за который он выплатил порядка 40 миллионов, не было. Такую позицию в судах заняли отец и сын Егоровы, чтобы оспорить долги перед «Базис плюс». В суде Андрей Егоров четко заявил: «Деньги от „Базис плюс“ получал, ремонт не делал, деньги возвращать не собираюсь, пусть попробует у меня их отсудить».
В качестве доказательства фирма Егорова — ООО «Луч» предоставила справку, оценивающую объем работ, проведенных пять лет назад, в 4 млн рублей. В основу этой справки легла судебная экспертиза, которую Мельниковы считают заказной. Их мнение подтвердил специалист, который в своей рецензии заявил, что исследование было проведено поверхностно. Но суд не допустил этого специалиста на заседание, как не принял и саму рецензию.
«Причем этот же самый „Луч“, в лице директора Егорова Андрея, подписал акты выполненных работ на 24 млн с 2010 по 2012 годы. Все бумаги — на руках. Как такое может быть?» — задается вопросом Сергей Мельников.
Все документы представлены им в ПАСМИ, в статье мы приводим лишь один сметный расчет на 20,8 млн рублей.
Кроме того, Мельниковы передали в редакцию протокол собрания учредителей от 2010 года, где прописано, что кредит в 24 миллиона берется именно на капитальный ремонт. Причем, Андрей Егоров являлся еще и поручителем по данному кредиту.
Более того, имеется платежная ведомость на 23 млн рублей. Эти деньги были перечислены в ООО «Луч» единым траншем сразу после того, как «Базис плюс» получил кредит .
И на всех этих документах стоят подписи Андрея Егорова. Казалось бы, доказательства неоспоримые, но не для самарских судей — они установили, что ремонта всё же не было.
Слепая Фемида
В феврале 2018 года судья Арбитражного суда Самарской области Сергей Хмелев признает соглашение о возврате 17 миллионов рублей компании «Базис плюс» недействительным, удовлетворяя иск Егорова. Причем, в процессе рассмотрения этого дела к Хмелеву попадает и второй иск коммерсанта — о ликвидации другого долга на 6 млн рублей. Эту сумму санаторий не выплатил фирме Мельникова по договору сотрудничества.
«В течение всего периода „сотрудничества“ Егоров в качестве арендаторов навязывал мне фирмы, которые рассчитывались по аренде непосредственно с с ним. При этом оплата содержания „егоровских“ арендаторов по договору о Сотрудничестве вменялась мне. За время такого вот „сотрудничества“ и набежала немалая сумма в 6 млн рублей, уплаченная за коммунальные и прочие расходы санатория», — разъяснил Мельников.
Несмотря на разные обстоятельства, судья объединяет два дела — на 17 и 6 миллионов — в одно, ликвидируя таким образом обе задолженности.
Кроме того, Егоров в 2017 году решает вдруг оспорить еще и договор аренды с Мельниковым, заключенный в 2007-ом и расторгнутый в 2013-ом. Этот материал рассматривала судья Екатерина Коршикова. Она входит во второй судебный состав арбитража Самарской области, председателем которого является все тот же Хмелев. И вновь региональная Фемида оказывается на стороне Егорова, игнорируя все сроки давности и законы логики: довод акционеров — они ничего не знали о договоре аренды, хотя и подписывали протоколы.
Добиться пересмотра решений по всем этим делам на уровне Самарской области Мельниковым не удалось: 11-й Апелляционном суд Самары подтвердил вердикты первой инстанции. Однако же, Кассационный суд в Казани обнаружил явные нарушения в действиях самарских служителей Фемиды и вернул оба материала по задолженностям на новое рассмотрение. Правда, попали они вновь к Хмелеву, но юристы Мельниковых собираются настаивать на замене судейского состава. А судьба иска по аренде будет решаться кассационной инстанцией в Казани 28 ноября.
Кстати, начались странности самарского судопроизводства еще с процесса о смене директора «Старта»: в марте Михаил Егоров подал иск в Арбитражный суд, чтобы организовать проведение собрания акционеров с повесткой «о смене директора на Егорова М.А.» При этом в материалы дела прикладывается копия уведомления о проведении собрания от 27 октября 2016 года, якобы переданная Мельникову под расписку. Именно этот документ позволил обвинить неугодного директора в злостном уклонении от проведения собрания.
«В октябре 2016-го никакой речи о смене директора и не велось: до полного расчета по кредиту ООО „Базис плюс“ Егоров не рискнул бы озвучить эту идею, а кредит был закрыт 31 октября 2016-го. Однако, все мои заявления в суде о том, что мою подпись подделали, и просьбы провести почерковедческую экспертизу — игнорируются. Хотя на сегодняшний день экспертиза уже проведена и доказывает, что подпись и сам этот документ — подделки», — пояснил Сергей Мельников.
Остается лишь добавить, что все просьбы о проведении почерковедческой экспертизы игнорировались судьей Сергеем Хмелевым, который и в этом процессе вынес решение в пользу Егорова.
Щедрый партнер
Редакции удалось связать с самим Андреем Егоровым и прояснить его позицию по санаторному конфликту. Сначала бизнесмен отказывался давать комментарии, ссылаясь на то, что это неким образом может помешать расследованию уголовного дела в отношении Мельникова, но затем все же разговорился.
Егоров признал, что все документы — и о выдаче кредита для «Базис плюс», и о получении этих средств «Лучом», и о проведении самого капремонта — настоящие, также, как и его подпись на этих бумагах. Однако, он якобы подписал документы в благотворительных целях, чтобы помочь Мельникову стать акционером: «Весь кредит для „Базис-плюс“ Мельников потратил не на ремонт, а на покупку акций, а я ему помог, согласившись составить и подписать эти документы, чтобы банк не отказал в выдаче денег».
Версия странная, с учетом того, что Мельниковы приобрели свою долю акций в 25% примерно за 3 млн рублей.
Уголовный прессинг
После судебных баталий с весьма сомнительным итогом ситуация неожиданно перешла в уголовную плоскость. 13 июля 2017 года межрайонный следственный комитет Октябрьского и Советского районов города Самары по заявлению младшего Егорова возбуждает уголовное дело в отношении Сергея Мельникова по по ч.2 ст. 201 — злоупотребление должностными полномочиями. Своим служебным положением бывший директор «Старта» воспользовался якобы для того, чтобы фальсифицировать задолженность в 17 миллионов.
По словам Веры Мельниковой, таким образом сбылись угрозы бывшего бизнес-партнера, который однажды бросил ей фразу: «По твоему мужу тюрьма плачет, и для меня дело чести его посадить».
Затем Мельниковых начали шантажировать этим уголовным делом, добиваясь отказа от долговых требований. «Обвинение по этому уголовному делу с июля 2017 до сих пор не предъявлено, но представители Егорова размахивали им во всех судебных заседаниях, называя Мельникова мошенником, а на одной из встреч мне четко сказали, что дело как открыли, так и закрыть могут, при нашем правильном поведении», — рассказала Вера Мельникова корреспонденту ПАСМИ.
Недавно к делу Мельниковых проявил серьезный интерес член общественного центра «Бизнес против коррупции» и эксперт при бизнес-омбудсмене Борисе Титове — адвокат Юрий Гусаков. По его рекомендации была подготовлена и направлена жалоба в порядке судебного надзора председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву. Также были направлены заявления генпрокурору Юрию Чайке и главе следственного комитета Александру Бастрыкину по факту фальсификации документов Егоровым, в действиях которого могут иметься признаки составов преступлений по ст. 303 и 327 УК РФ — фальсификация доказательств и изготовление поддельных документов, указывает юрист Гусаков.
ПАСМИ будет следить за ходом разбирательств с участием героя «позорной» самарской истории и дальнейшей позицией самарской Фемиды.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- В Санкт-Петербурге арестовали экс-главу городского юридического комитета
- Средняя сумма взятки в России составила 451 тысячу рублей
- Дело брянского тюремщика, обвиненного в убийстве заключенного, ушло в суд
- Бастрыкину не понравилась работа главного следователя Приморья
- Четверо самарских полицейских попались на одной взятке