«Трансперенси» заявила об усилении силового лобби в Госдуме
Рост влияния силового лобби в нижней палате парламента находит свое отражение в распределении средств в статьях бюджета Российской Федерации — расходы на нужды силовиков резко растут с 2012 года, говорится в исследовании, проведенном организацией «Трансперенси интернешнл — Россия».
Силовикам все мало
Как выяснили борцы с коррупцией, в текущем созыве Госдумы к силовому лобби принадлежат 86 депутатов (19,1% от общего их числа). Среди них 24 избирались в парламент более двух раз, еще 29 — дважды (в 2011 и в 2016 году), а 33 избраны впервые. Некоторых из них, как следует из подсчетов «Трансперенси», можно отнести к лобби конкретных ведомств: 26 — Минобороны, 20 — ФСБ, 8 — прокуратуры и Следственного комитета, 7 — МВД. У Росгвардии, ФСО, СВР, ФСИН и МЧС нет собственных лоббистов, однако их интересы, как и интересы других силовиков, продвигает силовое лобби в целом, сообщает организация. К лоббистам Минобороны причислены, например, депутаты Дмитрий Саблин и Константин Затулин, к лоббистам ФСБ – Андрей Луговой.
«Трансперенси» отмечает, что, судя по количеству участников, наиболее влиятельными подгруппами силового лобби могут быть представители Минобороны и ФСБ. Одновременно организация обращает внимание на то, что подгруппа прокуратуры и СКР, хоть и численно меньше, но имеет формально большое влияние в профильном комитете Госдумы по безопасности и в силовом лобби в целом. Глава комитета – бывший первый замглавы СКР Василий Пискарев, а его заместители – это бывший заместитель генпрокурора Эрнест Валеев и служивший до 2003 года в Главной военной прокуратуре Анатолий Выборный.
«Исходя из этого мы можем отметить последовательное усиление силового лобби в шестом и седьмом созывах Государственной Думы. Усиление силовиков находит свое отражение в распределении средств в статьях бюджета Российской Федерации», — говорится в исследовании и отмечается, что расходы на силовые статьи бюджета стали резко расти с 2012 года (шестой созыв Государственной думы был избран в декабре 2011 года), причем эта тенденция сохраняется до сих пор.
«Например, в 2016 году расходы на оборону выросли в 3,7 раза по сравнению с запланированными, а на безопасность — на 44,47%; в 2017-м — в 2,8 раз на оборону и на 50,9% — на безопасность. По таким статьям как «Образование» или «Здравоохранение» также наблюдается рост расходов по итогу исполнения бюджета, однако не столь значительный: за рассматриваемый период он составляет обычно 3–6%, самый высокий показатель — в 2017 году расходы по статье «Здравоохранение» выросли на 16,1%. При этом еще в 2015 году британское отделение Transparency International отмечало закрытость и непрозрачность российского оборонного бюджета, а в 2017 году в исследовании коррупционных рисков в Минобороны мы подсчитали, что публичной является всего треть всех расходов на оборону, а содержательно анализировать можно в лучшем случае пятую их часть», — пишут борцы с коррупцией.
Они приходят к выводу, что зачастую депутаты Государственной Думы, получив мандат от избирателей, лоббируют интересы различных финансово-промышленных групп или определенных групп влияния — в данном случае, вполне конкретных силовых ведомств и министерств. «К примеру, за последние два года расходы по силовым статьям бюджета превысили расходы на здравоохранение в 11 раз. Уже имея ряд привилегий (ранний выхода на пенсию, субсидии на покупку жилья, бесплатное санаторно-курортного лечение и медицинские услуги для себя и членов своих семей и проч.), силовики оказывают влияние на законодательный процесс, чтобы увеличить социальную поддержку от государства», — говорится в исследовании «Трансперенси».
Борцы с коррупцией утверждают, что отсутствие нормативно-правовой базы для продвижения частных и корпоративных интересов в органах власти формирует объективные предпосылки для возникновения коррупции, а аффилированность и связи публичных лиц с частным бизнесом или органами государственной власти, их встречи часто ставят под сомнение беспристрастность принятия решений публичными лицами.
«Поэтому «Трансперенси интернешнл – Россия» призывает Федеральное собрание России проработать вопрос регулирования лоббистских практик в российском законодательстве. Нормативное регулирование лоббизма повысит доверие к институту парламентаризма и поможет вывести российских парламентариев из кризиса доверия. Также разработка нормативной базы для регулирования лоббистских практик позволит снизить коррупционный потенциал законотворческого процесса», — считают в «Трансперенси».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- «Трансперенси» усмотрела картельный сговор в организации петербургских праздников
- «Трансперенси» просит СКР разобраться с переходом родне Маслякова «Дома КВН»
- По наводке «Трансперенси» петербургских чиновников уличили в ограничении конкуренции
- «Трансперенси» просит разъяснений по поводу конфликта интересов главы Верховного суда РФ
- «Трансперенси» усмотрела признаки подлога в декларациях руководства госпредприятия