Тайные стройки и странные сделки Алексея Миллера
Глава «Газпрома» не жалеет государственных денег на строительство роскошных усадеб, которые потом уходят неизвестным коммерсантам
В устье Ангары журналисты обнаружили базу отдыха, информация о которой практически отсутствует в официальных источниках, а в «газпромовских» структурах о ней предпочитают умалчивать. Журналисты связывают таинственность с тем, что в построенное за государственные деньги уже предназначено неким приближенным к власти частным компаниям.
Засекреченная стройка
Как пишет «Собеседник», попасть на базу отдыха в устье Ангары вблизи реки Малолетней сухопутным способом невозможно. Только на вертолете или по реке. «На официальных газпромовских сайтах о нем – ничего, а в выписке из Росреестра не указан ни собственник, ни арендатор земли. Застройщик о нем, правда, на своем портале упомянул, но лишь одной фразой и на карте отметил совсем в другом месте. А местные чиновники, которых опрашивал „Собеседник“, начинали разговор словами „не понимаю, о чем вы, но там все равно все законно“. Даже жители ближайшего иркутского поселка Большая Речка лишь догадываются о том, что именно находится у них по соседству», — говорится в журналистском расследовании.
«Я знаю этот объект. Действительно принадлежит „Газпрому“. По крайней мере построен им примерно 9–10 лет назад. На фоне сотен (если не тысяч) других подобных объектов в нацпарке этот действительно может считаться сравнительно законным: прошел государственную экологическую экспертизу и все согласования. Хотя, конечно, является опасным прецедентом застройки левого берега Ангары», — рассказал бывший замдиректора по науке Прибайкальского национального парка Виталий Рябцев.
Как выяснили журналисты, объект является «Комплексом зданий и сооружений „Байкалгазпромцентра“». По заказу ООО «Газпром добыча Иркутск» его строила компания «Стройгазконсалтинг» иорданского олигарха Зияда Манасира. «Стройгазконсалтинг» ранее возводила усадьбу «Миллергоф» в Подмосковье, принадлежащую «Газпрому». В подрядной организации отказались разговаривать с журналистами об этой сибирской стройке.
По словам одного из бывших кураторов строительства, ранее такой секретности на объекте не было. «Я лично туда ездил, но не на вертолете – сначала добирался на машине, потом переправлялся через реку. Это был некий комплекс строений: административных, хозяйственных, жилых (всего до 10.000 кв. м). Одновременно и база отдыха, и место для деловых встреч», — рассказал он.
«Дома там вполне приличные: не так чтоб уж совсем шикарные, но уважение вызывают», – сообщил «Собеседнику» также бывавший на объекте по работе Иван Майоров.
Верхи отдыхают, низы не знают
Как выяснили журналисты, в инструкции о пропускном режиме «Газпром добыча Иркутск» прямо сказано, что в «Байкалгазпромцентр», кроме Алексея Миллера, может беспрепятственно проходить «руководство администрации президента» и аппарата правительства РФ.
«Туда [на Малолетнюю] приезжают для конфиденциальных встреч, но кто – информации нет. Вертолет прилетел, вертолет улетел», — говорит Михаил Яблоков, экс-директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», в которое входит Прибайкальский нацпарк.
«Знаю только, что „Байкалгазпромцентр“ задумывался как объект социально-реабилитационного назначения, для проведения там различных мероприятий, для лечения, но сейчас он, может быть, трансформировался… А вы пришлите лучше письменные вопросы», — заявил «Собеседнику» пресс-секретарь «Газпром добыча Иркутск» Сергей Марфицин.
Письменные вопросы также остались без ответа. «Так что непонятно, сколько раз отдыхало на Ангаре руководство страны, а если не отдыхало, зачем было местному „Газпрому“ выделять деньги на загадочную базу, когда банально не хватает средств на газификацию региона», — пишет издание, напоминая, что за последние 10 лет капитализация «Газпрома» снизилась в пять раз – с более чем 300 млрд долларов до 60 млрд долларов. И снижение это началось задолго до западных санкций.
«При этом похожие объекты у компании – по всей стране. Здесь у Миллера рыбалка, там охота, тут пантовые ванны и повсеместно – полный релакс. Это на выплату пенсий в стране денег нет, а на то, чтобы у элиты мечты сбывались – сколько угодно. И ведь сбываются. В последних госконтрактах на охрану „Байкалгазпромцентра“ комплекс уже назван объектом незавершенного строительства, и у него появился еще и второй адрес – на другом берегу Ангары, рядом с уже действующей областной резиденцией „Ангарские хутора“. Комплекс решили расширить», — говорится в журналистском расследовании.
Таинственная «Агора»
По мнению журналистов, упомянутый выше Миллергоф, официально называемый «Коттеджный поселок „Истринские усадьбы“» и являющийся собственностью «Всенародного фермерского центра», который в свою очередь принадлежит «Газпромбанк-Инвесту», может уйти из-под власти госкорпорации.
«В списке девелоперских проектов „Газпромбанк-Инвеста“ именно этого поселка почему-то не оказалось, как будто его строили не на продажу, а по спецзаказу. И точно: как сказано в выписке из ЕГРЮЛ, 30 марта этого года все 100% уставного капитала „Всенародного фермерского центра“ оказались в залоге у „Региональной финансовой компании“, которая входит в некий „Агора Холдинг“. Пока все выглядит так, словно дворцы решили постепенно передать другому собственнику: если центру так нужны были средства – он просто взял бы заем в головном Газпромбанке», — пишет «Собеседник».
«Агора» несколько лет назад приобрела на Рублевке поместье Зияда Манасира рыночной стоимостью порядка 3 млрд рублей. А до того Управление делами президента передало ей в той же местности шесть жилых домов (площадью до 1800 кв. м каждый), 10 прилегающих сооружений и больше 2000 «объектов движимого имущества» всего за 700 млн рублей. Журналисты уверены, что неизвестный пока владелец «Агоры» приближен к власти.
«Даже территориально: юридически офис „Агора Трейд“ расположен лишь в нескольких десятках метров от Кремля, и руководит им учредитель компании Игорь Омельченко. В свое время человек с таким именем участвовал в скупке активов Ходорковского, представляя интересы загадочной фирмы „Прана“. И соответственно интересы того же Кремля. Не исключено, что, как и в случае с ЮКОСом, Миллергоф скорее всего тоже достанется нужным людям. А там, глядишь, и до байкальской базы постепенно руки дойдут», — полагает «Собеседник».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале