ФСБ и МВД не смогли посадить предпринимателей, но угробили их бизнес
Правоохранители устранили со строительного рынка успешную компанию, обвинив ее руководство в придуманном преступлении
Владелец и гендиректор строительной компании ООО «Новострой-Инвест», работавшей в Москве с 2000 года, стали фигурантами уголовного дела о хищениях, возбужденного московскими силовиками. Несмотря на то, что дело рассыпалось, восстановить «закошмаренный» бизнес «Новострой-Инвеста» уже не удалось – фирма обанкротилась и исчезла со строительного рынка столицы.
На пустом месте
Претензии правоохранителей возникли неожиданно для владельца «Новострой-Инвеста» Юрия Винника и гендиректора компании Дмитрия Горшкова. После введения в строй современного патологоанатомического корпуса НИИ скорой помощи имени Склифосовского, за которое правительство Москвы заплатило подрядчику около 844 млн рублей, к ним в офис явились пять сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями Центрального административного округа Москвы и восемь вооруженных бойцов Национальной гвардии. Под руководством подполковника ФСБ Игоря Кузьминых они изъяли все документы компании, в том числе и бухгалтерские, забрали жесткие диски и серверы.
Как пишет издание «Совершенно секретно», строительную фирму заподозрили в хищении 1 млн рублей бюджетных средств. По мнению правоохранителей, подозреваемыми были изготовлены документы, «содержащие заведомо ложные сведения о закупке… строительных материалов… у „технических организаций“ по ценам, превышающим реальные цены поставщиков на общую сумму более 1 млн рублей». Кроме того, руководство компании «с целью ввода сотрудников государственного заказчика в заблуждение относительно фактической стоимости выполненных работ» в адрес государственного заказчика направляло документы, «содержащие заведомо ложные сведения о стоимости приобретенных строительных материалов».
Несмотря на то что силовики якобы действовали в интересах пострадавшей стороны – заказчика, которым выступало правительство Москвы, столичный департамент строительства никаких претензий к «Новострой-Инвесту» не имел и не имеет. Городские власти заверяют, что заплатили строителям за работу ровно столько, сколько записано в договоре.
В письме, направленном из ведомства адвокату Винника Владимиру Нифантьеву, говорится: «Приобретение, поставка и монтаж строительных материалов, необходимых для строительства объекта капитального строительства, по контракту осуществляется генеральным подрядчиком самостоятельно, стоимость приобретенных материалов с государственным заказчиком не согласовывается, документы, подтверждающие произведённые подрядчиком затраты на приобретение строительных материалов, также не запрашиваются и не предоставляются государственному заказчику».
Более того, согласно письму Министерства экономического развития России, заказчик не вправе включать в контракт условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов.
Ни ареста, ни обвинения
Несмотря на явные несоответствия, против «Новострой-Инвеста» возбуждают уголовное дело, и следователь просит суд арестовать предпринимателя Винника, которому грозило до 10 лет заключения.
«Правоохранители требовали поместить его в следственный изолятор как подозреваемого в совершении тяжкого преступления. Что такое российский СИЗО, думаю, объяснять не надо. Там люди падают с табуретов, спотыкаются на лестницах и в итоге становятся сговорчивее. Но суд ограничился домашним арестом», — рассказал адвокат Нифантьев.
По его словам, срок ареста несколько раз продлевали по ходатайству следствия, пока суд не обратил внимание на то, что, обращаясь за продлением меры пресечения, следователь ссылался на одно и то же: необходимо провести бухгалтерскую экспертизу, которая бы установила причинённый заказчику ущерб.
«Следователь говорил об этом в августе, в октябре, декабре, январе… Однако экспертизу так и не назначил. Терпение суда лопнуло: он квалифицировал действия следствия как неэффективные и тут же освободил арестованных. Надо сказать, что в таком решении свою роль сыграло и обстоятельство, на которое мы постоянно обращали внимание суда: в деле нет потерпевшего!» — отметил защитник, предположив, что только лишь желание обанкротить компанию и было главным в действиях силовиков.
В пользу того, что компанию просто хотели вывести с рынка, говорит и тот факт, что следователь, мотивируя необходимость взятия Винника под стражу, отказывался изымать у него заграничный паспорт, отмечают журналисты. Советовал предпринимателю уехать из страны и первый следователь по данному делу Яков Егоров, попросив лишь позвонить из-за рубежа. «Отъезд главного подозреваемого во многом облегчал задачу следствия. Скрывшись за рубежом, Винник как бы признавал себя виновным и давал основания наложить арест на счета и недвижимость в России», — делает вывод автор статьи в «Совершенно секретно».
Благодаря несговорчивости подозреваемых и упорству адвокатов, доказывающих необоснованность возбуждения уголовного дела, вскоре прокуратура Москвы потребовала от руководства Следственного управления ГУВД столицы незамедлительно прекратить уголовное преследование.
Проблемы не закончились?
Начальник ГСУ ГУ МВД по Москве Наталья Агафьева выполнила требование прокуратуры по-своему. Преследование строителей прекратили, но само расследование дела продолжилось.
«Перечень мероприятий, которые предполагается провести при расследовании, наводит на мысль, что попытка сохранить лицо следствия и службы госбезопасности нам, налогоплательщикам, снова влетит в копеечку. Следствие намерено расследовать события аж 2008 года, теперь уже в отношении совершенно других людей. В то время как само уголовное дело возбуждено по событиям 2014 года. С точки зрения уголовно-процессуального законодательства, это недопустимо», — отмечает адвокат Нифантьев.
Он добавляет, что до сих пор ни Юрий Винник, ни Дмитрий Горшков не ознакомлены с постановлением о том, что они больше не обвиняемые.
Более того, по данным журналистов, к Виннику пришел незнакомец, заявивший, что представляет интересы Следственного управления УВД по ЦАО города Москвы. По его словам, «нужно дать», поскольку, несмотря на прекращение преследования, «возможны варианты развития событий». Предприниматель от сделки отказался.
Цель достигнута?
Фигуранты дела «Новострой-Инвеста» на сегодняшний момент таковыми уже не являются. Однако все эти события не прошли бесследно, подчеркивает издание «Совершенно секретно»: действиями силовиков уничтожена компания, успешно работавшая на строительном рынке; из-за ее банкротства работы лишились сотни квалифицированных специалистов; прекращено строительство двух новых поликлиник.
Юрий Винник стал лишь одним из разоренных «чиновничье-правоохранительным прессом» российских предпринимателей. «Все меньше и меньше становится в стране тех, кто готов производить, торговать, строить. По данным Росстата, за 2016 год прекратили свою работу 711 тысяч юридических лиц, это вдвое больше, чем за предыдущий, 2015 год. В 2016-м количество закрытых организаций впервые превысило количество зарегистрированных. Эта тенденция продолжается», — пишет издание.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале