Маркировка новых товаров принесет миллиарды Алишеру Усманову и «Ростеху»
Компания, связанная с олигархом и ведомством Сергея Чемезова, установила монополию на нанесение торговых «меток»
С 2019 года в России вводится обязательная маркировка контрольными знаками товаров по десяти позициям. Считывающие устройства от «Центра развития перспективных технологий», принадлежащего структурам Алишера Усманова, «Ростеха» и венчурного инвестора Александра Галицкого за свой счет должны будут установить ритейлеры. Это принесет огромные барыши ЦРПТ и увеличит затраты конечных продавцов и расходы покупателей.
Знаки борьбы с контрафактом
Согласно размещенному на правительственном сайте перечню товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками, к ним относятся, в частности, табачная продукция, духи, шины и покрышки, предметы одежды, обувь, постельное и другое белье, фотокамеры. По распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева новшество вступает в силу с января 2019 года. При этом сроки введения обязательной маркировки растянуты на целый год. Так, с 1 марта 2019 года обязательной становится маркировка табака, с 1 июля 2019 года — обуви. Оставшиеся категории товаров нужно будет обязательно маркировать с 1 декабря 2019 года.
«Цель принятого решения – снижение оборота контрафактной продукции в России. Перечень товаров сформирован с учетом особенностей рыночной конъюнктуры и условий товарооборота на соответствующих рынках», — сообщается в справке к распоряжению на сайте правительства.
Таким образом, со следующего года на вышеуказанные товары будет наноситься уникальный цифровой двухмерный код с криптографией Data Matrix. «По данному коду товар будет заноситься для хранения в Единый национальный каталог маркировки. Система, таким образом, будет следить за каждой единицей товара и запоминать все произведенные с ней операции с момента нанесения метки на конвейере до продажи с кассы магазина конечному потребителю», — пишут «Новые Известия».
Единый маркировщик
Еще в декабре 2017 года президент Владимир Путин поддержал идею создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров в России на базе ООО «Оператор-ЦРПТ», являющегося «дочкой» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
ЦРПТ зарегистрирован 1 июня 2017 года. По данным ФНС, минимальный уставной капитал в него внесли ООО «Элвис-плюс групп» (25%), акционерное общество «Петер-Сервис» (50%) и акционерное общество «Концерн „Автоматика“» (25%). Компания является совместным проектом USM Holdings миллиардера Алишера Усманова, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс Групп» инвестора Александра Галицкого, пишет The Bell.
«Центр развития перспективных технологий, определенный оператором Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости, готов обеспечить все обозначенные в документе требования к системе и ее функционированию. ЦРПТ совместно с представителями бизнеса в каждой товарной категории проработает оптимальные механизмы маркировки для минимизации затрат участников оборота и комфортного перехода на обязательную цифровую маркировку», — говорится в пресс-релизе компании от 3 мая 2018 года.
На своем сайте компания открыто позиционирует себя как исключительного участника рынка, напоминая о своем успешно проведенном эксперименте по внедрению такой же системы отслеживания для регулирования оборота табачной продукции. «Центр развития перспективных технологий обладает исключительными технологическими компетенциями и экспертными возможностями для обеспечения полного цикла маркировки и прослеживания, локализации производства оборудования для маркировки товаров, вывода на рынок инновационных технологических решений», — говорится в разделе «О нас».
«Фактически установленная монополия ЦРПТ на нанесение торговых „меток“ при этом, похоже, не смущает ни заказчика в лице государства, ни самого будущего оператора», — отмечают «Новые Известия».
Маркировочный сбор
Чтобы Единый каталог товаров начал нормально работать, соответствующее программное обеспечение и оборудование нужно будет установить на производстве и на кассах в магазинах. Еще в январе 2018 года представитель ЦРПТ сообщал РБК, что система позволит внедрять прослеживаемость в новую группу товаров за год-два.
«Внедрение системы для одной товарной категории в масштабах всей страны (включая ПО и оборудование на производстве) должно обходиться не дороже 3 млрд рублей. Представитель ЦРПТ уточнил, что в зависимости от оборудования цена его внедрения для производителя может отличаться в разы. „Дочка“ ЦРПТ будет получать плату за услугу прослеживаемости каждой единицы товара, которая составит около 0,5 рубля», — передает интернет-издание слова представителя компания. Таким образом, по 10 категориям данная сумма внедрения системы будет около 30 млрд рублей.
С 2016 года в России обязательной стала маркировка изделий из меха. В феврале 2017 года на добровольных началах стартовала кампания по маркировке лекарственных препаратов, которая превратится в обязательную с 2020 года.
«По данным ФТС, в 2017 году в России было продано 1,2 млн промаркированных меховых изделий. Если бы все они были российского производства и уже работала система ЦРПТ, то на этом оператор заработал бы всего 600 тыс. рублей. При маркировке сигарет (отметку получает каждая пачка; общий объем производства сигарет в год — 250–260 млрд штук, или 12,5 млрд пачек при условии фасовки по 20 сигарет) заработок мог бы составить уже 6,25 млрд рублей», — подсчитывает РБК.
Дополнительные траты ожидают ретейлеров. Так, по предположениям владельцев торговых точек, расходы на установку нового оборудования будут возложены на них самих, а обслуживание такой системы, вероятно, будет на уровне 50—80 тыс. рублей в год.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- На мусорной проблеме Подмосковья наживутся Сергей Чемезов и Игорь Чайка
- Чемезов сменит Рогозина в правительстве России
- Чайке и Усманову грозят санкции США из-за расследований Навального
- ФБК выполнил требование суда по иску Усманова
- По стопам Усманова: Фонд «Соцгоспроект» будет судиться с Навальным и ФБК