Каждый третий осужденный в прошлом году за коррупцию нигде не работал
Количество осужденных за коррупционные преступления в прошлом году уменьшилось на 19% по сравнению с 2016 годом. При этом из 5,4 тыс. осужденных по соответствующим статьям каждый десятый работал в правоохранительных органах, свидетельствуют данные Верховного суда.
Безработные, но с деньгами
Как показывает судебная статистика, чаще всего по коррупционным преступлениям суды выносили приговоры «трудоспособным лицам без определенного рода занятий». Они составляют 34% от всех осужденных по этой категории дел. За ними следуют производственные и сельскохозяйственные работники (18%) и сотрудники коммерческих организаций (11,6%). В 4% случаев взятки давали или получали нетрудоспособные граждане.
«Лица без определенных занятий — это в основном взяткодатели. Для правоохранителей это очень удобный вариант, потому что это самые незащищенные подозреваемые», — рассказал РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев. По его словам, самые распространенные коррупционные случаи не связаны с отношениями бизнеса и властей.
Есть три категории взяткодателей, которые более или менее часто попадаются и отражаются в статистике как люди без постоянного источника дохода, отмечает Кирилл Титаев. Первая — это водители, занимающиеся извозом без создания ИП или контракта со службой такси. Вторая категория — это наркопотребители: человека задерживают с запрещенным препаратом, стимулируют предложить взятку и оформляют два тяжких преступления вместо одного. И третья категория — это люди, принадлежащие к маргинализованным слоям населения, которые при столкновении с полицией предлагают взятку. «Если речь идет о человеке социально адаптированном, который может нанять адвоката, то привлечь его за дачу взятки в таком случае гораздо сложнее», — отметил Титаев.
«У нас больше осуждают тех, кто дает взятки. Соответственно, это люди, которые к органам государственной власти, как правило, отношения не имеют. А получающих взятки сажают на порядок меньше», — объяснил РБК заместитель директора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.
В 2016 году Генпрокуратура составила портрет среднестатистического взяткодателя — это мужчина в возрасте 35–55 лет. В основном это руководители или учредители коммерческих организаций, а также их сотрудники или посредники, не являющиеся сотрудниками компании, в интересах которой дают откат или взятки.
Почти половина всех осужденных по коррупционным делам (2,5 тыс. человек из 5,4 тыс.) преследовалась по введенной в 2016 статье о мелком взяточничестве (291.2 УК РФ) — она предусматривает наказание за взятки до 10 тыс. рублей. Как следствие, количество осужденных по другим коррупционным статьям, предусматривающим более крупные суммы, в 2017 году заметно сократилось, совокупно их 2,3 тыс. человек. В 2016 году таких осужденных было около 5 тысяч. В 2016 году взятки до 10 тыс. рублей составляли до 70% всех преступлений такого рода.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- ФСБ спрашивает россиян об их готовности давать взятки
- Путин: коррупция — проблема не только Дагестана
- Коррупция и некомпетентность губят гражданскую авиацию России
- Коррупция, обман и бесправие — судьба мигранта в России
- Тотальная коррупция и бесконтрольность — эксперты о СКР
- Коррупция в «Матросской тишине»: взятки, вымогательство и угрозы арестованным