ФСБ окружает Дмитрия Медведева
Арест братьев Магомедовых — игра против премьера или последствия дагестанских зачисток?
Аресты 31 марта совладельца группы «Сумма» миллиардер Зиявудина Магомедова, его брата Магомеда и генерального директора ООО «Интэкс» Артура Максидова наводят на мысль, что антикоррупционная кампания в Дагестане начала распространяться на приближенных к власти выходцев из этой республики по всей стране.
Who is mister Магомедов?
Как сообщил «Ведомостям» источник в федеральных органах власти, Зиявудина Магомедова связывают с вице-премьером Аркадием Дворковичем, с которым они учились в МГУ, да и потом Дворкович много помогал бизнесмену. Кроме того, братья Магомедовы пользовались особой благосклонностью семьи Дмитрия Медведева, пишет uainfo.org. В частности, Медведев назначил Зиявудина Магомедова представителем РФ в деловом консультативном совете форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), где впоследствии последний стал председателем.
На сегодня, по оценке Forbes, состояние Зиявудина Магомедова оценивается в $1,4 млрд долларов. И именно во времена президентства Медведева бизнес Магомедова рос наиболее активно.
Как сообщает uainfo.org, в 2007 году «Сумма» неожиданно выиграла конкурс на GSM-частоты, став обладателем 13 лицензий на 11 регионов Урала и Дальнего Востока. В то время как такому мощному игроку, как «Вымпелком», предоставили всего три лицензии на Дальнем Востоке. Другая компания группы – инжиниринговая «Глобалэлектросервис» – выиграла на конкурсе сложнейший заказ от «Интер РАО» на строительство под ключ энергоблока №3 Сочинской ТЭС. Контракт на строительство стадиона в Казани к Универсиаде-2013 стоимостью 5,3 млрд рублей также достался «Сумме».
Арестованный олигарх впервые вошел в список Forbes в 2011 году с состоянием в $750 млн. В 2010 году он вместе с «Транснефтью» купил долю в крупнейшем российском порту, Новороссийске. Ранее эта доля — через кипрскую Kadina Limited — принадлежала бизнесменам Аркадию Ротенбергу, Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько.
Также группа «Сумма» вызвалась закончить реконструкцию Большого театра. Для этого Магомедов закупил на позолоту лепнины в зрительном зале 4,5 кг сусального золота, позолотой было покрыто 893 м2. И хотя олигарх ничего не заработал на этом подряде, зато окунулся в светскую жизнь, сообщает «Новое время».
Отсеченный успех
С уходом Дмитрия Медведева с поста президента дела у Магомедова стали складываться хуже. «Есть мнение, будто кое-кто в Кремле очень недоволен активностью Магомедова. Госбанкам предписано не кредитовать „Сумму“», — цитировало анонимный источник в декабре 2012 года издание РБК.
К тому же Магомедов поссорился с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Причиной стали услуги портов, цены на которые исчисляются в долларах. Из-за падения рубля в 2014 году они значительно подорожали.
В феврале 2017 года «Роснефть» пожаловалась на Новороссийский порт в Федеральную антимонопольную службу. По мнению Сечина, рост расходов на перевалку почти на 50 млн рублей был не обоснован ничем, кроме девальвации. В итоге порт оштрафовали почти на 10 млрд рублей. Решение было обжаловано ответчиком, и только в феврале 2018 года судебные тяжбы, казалось бы, прекратились — федеральный арбитраж Московского округа подтвердил выводы нижестоящих судов, пишет «Новое время». Однако теперь порт обвинен в неуплате налогов на общую сумму 9,6 млрд рублей с учетом пени, суд назначен на 12 апреля, сообщает «Интерфакс».
Но несмотря на это, Новороссийский порт остается крупным активом «Суммы». Также холдинг имеет доли в транспортной группе FESCO, «Объединенной зерновой компании», Якутской топливно-энергетической компании, владеет оператором терминала в порту Роттердам, несколькими инжиниринговыми компаниями, долями в зерновых терминалах и т. п. Магомедов также инвестировал в Uber, Virgin Hypeloop One и некоторые другие высокотехнологичные стартапы, отмечает Znak.com.
Помимо реализации многочисленных бизнес-проектов, победы в тендерах на огромные суммы, приближенный к правительству олигарх ведет активную общественную деятельность. Так, он входит в попечительский совет клуба «Валдай», является партнером «Фонда поддержки олимпийцев России», членом попечительских советов нескольких вузов.
Дагестанское эхо
По мнению анонимного федерального чиновника «Ведомостей», арест Магомедовых является продолжением антикоррупционной зачистки, начавшейся в феврале-марте в Дагестане. С ним согласен и другой эксперт газеты, политолог Виталий Иванов. По его словам, Магомедовы были важными участниками дагестанской политической жизни. В частности, Магомед Магомедов дважды мог стать главой республики. «Первый раз его обошел Магомедсалам Магомедов, поддержанный Владиславом Сурковым и Сулейманом Керимовым, второй раз – товарищ Вячеслава Володина Рамазан Абдулатипов», — отметил Иванов.
Несколько лет назад Зиявудин Магомедов и Сулейман Керимов вели борьбу за контроль над Махачкалинским морским торговым портом. «Предыдущий глава Абдулатипов был ставленником Магомедовых, а до этого Магомедсалам Магомедов был ставленником Керимова и его клана. Керимов имел планы на приватизацию Махачкалинского порта, махачкалинского аэропорта и значительных земельных участков. Этим обусловлено вливание больших денег в клуб „Анжи“, это создание благоприятной социальной атмосферы. Как только стало понятно, что Керимов проигрывает, он обрубил финансирование и вышел из всех проектов. Магомедовы тогда одержали победу, но антикоррупционная зачистка в Дагестане вывела силовиков и следователей на след Магомедова», — заявил доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский порталу «Накануне.ру».
Дела не ушедшие
Теперь братьев Магомедовых и Артура Максидова подозревают в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК), растрате, совершенной группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК). Кроме того, Магомедовым вменяют создание организованного преступного сообщества (часть 1 статья 210 УК), а Максидову — участие в преступном сообществе, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (часть 3 статья 210 УК), передает Znak.com.
Согласно «Ведомостям», в деле, по которому арестованы Магомедовы, фигурируют 209 юридических лиц, несколько подозреваемых, двое из которых, по данным следствия, скрылись в ОАЭ. Еще двое, не считая Магомедовых, под арестом, им предъявлены обвинения в мошенничестве. МВД сообщило, что обыски по этому делу прошли по 70 адресам в 25 регионах. Всего в деле семь эпизодов хищений, общий ущерб по которым составил 2,5 млрд рублей. Следствие полагает, что значительная часть похищенного находится за границей.
Из семи эпизодов дела один из них касается строительства в Калининграде стадиона «Арена «Балтика» к чемпионату мира по футболу. Так, «дочка» «Суммы» «Глобалэлектросервис», в 2013 году получив подряд на 752 млн рублей, должна была укрепить слабые грунты в месте строительства стадиона, но использовала песок, который не соответствовал техническим требованиям. Компания претензии опровергала.
Кроме того, пострадавшей стороной по «нескольким эпизодам», связанным с «Глобалэлектросервисом», признана «дочка» «Россетей» компания ФСК, сообщила последняя.
Life со ссылкой на свои источники сообщал, что инициатором уголовного дела стал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Зиявудин Магомедов вину полностью отрицает. Он заявил, что готов «собрать всю сумму причиненного ущерба» в качестве залога. Отметим, что сумма залога в 2,5 млрд рублей является рекордной в истории российской судебной практики. Однако суд она не впечатлила и он отказал в освобождении фигурантов из-под стражи до 30 мая, пишет «Новое время». До 3 апреля арестованных намерены посетить правозащитники, отмечают «Известия».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале