Не свои — не жалко: дотационные регионы не экономят средства из бюджета
Подавляющее большинство российских регионов живет за счет федеральных дотаций, однако это не становится причиной для оптимизации расходов
В России только 12 регионов являются донорами госбюджета. Все остальные не только живут не по средствам, но и проявляют полное безразличие к возможностям сэкономить государственные деньги, зачастую превращая тендеры в формальность ради обогащения приближенных к властям коммерсантов.
«Чеченский» подход
Как выяснили журналисты «Собеседника», самым бедным, а стало быть, самым дотационным регионом является Дагестан, где сегодня борьбу с тамошней коррупцией ведут столичные силовики. В 2018 году на поддержку его экономики из федерального бюджета выделили 59 млрд рублей. Вместе с тем, благодаря возбуждению громких коррупционных дел, ситуация в республике как-то сразу изменилась, и сегодня Дагестан, который раньше вовсю транжирил бюджетные деньги, вышел в тройку лидеров по экономии на госзакупках.
В то же время в соседней Чечне, «висящей» на федеральном бюджете, экономию всерьез не воспринимают. По итогам 8,5 тыс. торгов на общую сумму 22,8 млрд рублей в республике сбили цену лишь на 1,5%. В то же время в Астраханской области этот показатель составляет 15,8%.
Как выяснили журналисты, причина такой расточительности в том, что чеченское руководство даже не старается показать конкурентность при объявлении тендеров. «В республике под управлением Рамзана Кадырова все решается просто: для участия в аукционе заявляется, как правило, всего одна компания, с которой впоследствии и заключается контракт. Естественно, без всяких скидок», — пишет «Собеседник».
Зачастую конкурсы по самым различным направлениям на безальтернативной основе выигрывает компания, готовая заниматься всем подряд. Например, грозненское ООО «Бизнесресурс» специализируется и на продовольствии, и на строительных работах, и на компьютерах, и на автомобилях, и на подгузниках, и много на чем другом, что позволило ему за полгода с момента появления успешно освоить 63 млн рублей, не встречая никаких конкурентов.
Кроме того, из госбюджета оплачивается работа 62 человек, задействованных на охране домовладения первого президента республики Ахмата Кадырова. По данным Transparency International, информации о существовании музея на данной частной территории нет, но 98 млн рублей на его сохранение уходят.
Конкурсы без конкурсов
В некоторых кавказских республиках научились создавать иллюзию открытых аукционов, когда из нескольких желающих в них остается лишь один, а все остальные не регистрируются как участники по различным предлогам. Так, поставлять бинты, перчатки и шприцы для ингушского перинатального центра выказали желание целых семь компаний. Однако шесть из них до конкурса просто не допустили, сославшись на ошибки при подаче документов. В итоге сделка на 7 млн рублей была заключена с оставшимся ООО «Ростмедтех».
Аналогичная ситуация и в Кабардино-Балкарии. В итоге обе республики сэкономили на заключении госконтрактов всего порядка 3% от максимальной цены.
В Крыму также умеют проводить конкурсы без конкурсов. Причем по строительству дорог, на которые идут основные бюджетные ассигнования. Так, на реконструкцию улично-дорожной сети Евпатории было запланировано выделение 884 млн рублей. Но на такие деньги была подана лишь одна заявка – от ООО «Крым Магистраль Строй». Интересно, что ее учредитель, бывший заместитель главы Укравтодора Валерий Фалюш, в свое время был уволен экс-президентом Виктором Януковичем с должности.
Чиновничий расчет
Согласно составленному «Собеседником» списку, в 2018 году в числе «расточителей» появились два центральных региона: Тамбовская и Ивановская области. Чиновники там умеют тратить деньги на не совсем очевидные вещи. К примеру, Тамбовская облдума пиарится в СМИ на сотни тысяч, а ивановское правительство только на техобслуживание своего автопарка тратит 30 млн рублей в год. В гараже у чиновников 60 иномарок, в т. ч. Mercedes-Benz и Audi A8.
В свою очередь, руководство Еврейской автономной области отличается неспособностью увидеть, что закупленные по тендеру товары стоят дороже, чем в магазинах. Например, контракт на поставку еды в Бираканский дом-интернат для престарелых на безальтернативной основе был заключен с ООО «Жемчужина». В результате килограмм сахара обошелся интернату в 57,12 рубля, хотя в местных магазинах его можно приобрести за 50 рублей.
«Детский» бизнес
Вряд ли может способствовать экономии бюджетных средств бизнес родственников глав регионов. К примеру, сын челябинского губернатора Бориса Дубровского Александр — учредитель 10 организаций. Одна из них – ООО «Жилкомсервис» – недавно получила 840 тыс. рублей от муниципальной «Горэлектросети» Магнитогорска. А ООО «Синай», где Дубровский-младший трудится директором, освоило 430 бюджетных миллионов.
Получает господряды и сын губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко Никита, который занимается рыболовным бизнесом. А дочь губернатора Белгородской области Евгения Савченко Ольга владеет 11 фирмами. Занимается и недвижимостью, и образовательными услугами, и гостиницами, и торговлей. Она сама и ее деловые партнеры в общей сложности заработали на госзаказах свыше 13 млрд рублей.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале