Кто подделал подпись Бастрыкина
Как экс-глава собственной безопасности СК РФ генерал Максименко использовал свой административный ресурс
ПАСМИ публикует историю о том, как неограниченные полномочия дают возможность снять главу любого СК в субъекте РФ и подделать подпись Александра Бастрыкина.
По данным СМИ, Михаил Максименко начал свою карьеру в силовых структурах бойцом СОБРа. В составе милицейского спецназа в 1996 году служил в Чечне. С 2007 года Максименко перешел в Следственный комитет при прокуратуре начальником физзащиты, где лично охранял Александра Бастрыкина до того момента, пока заботы о безопасности главы СК не взяла на себя ФСО. Глава российского следствия своего охранника не забыл и назначил его руководителем управления собственной безопасности СК РФ. С этого момента начинается восхождение Максименко, закончиться которому было суждено в застенках «Лефортово».
Серый кардинал
Сотрудник УСБ СК, пусть даже самый высокопоставленный, не имеет никаких полномочий в рамках следствия. Он не возбуждает дела, не назначает экспертизы, не допрашивает свидетелей и подозреваемых. А должность его, по сути, инспекторская. Само подразделение, возглавляемое до известных пор Михаилом Максименко, называлось не иначе как «Главное управление межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК РФ».
Но что действительно мог Максименко, благодаря своей должности и невероятному доверию Александра Бастрыкина, так это влиять на увольнение и прием на службу любого следователя СК. Увольнять генералов, расставлять своих людей и влиять на шефа — это, пожалуй, главное, чем мог похвастаться в своей работе Михаил Максименко.
А похвастаться, действительно, было чем. Михаил Максименко де-факто контролировал расследование самых резонансных уголовных дел, решения по многим из которых принимались при скрытом согласовании следователями с начальником УСБ СКР, а большая часть из них была благополучно развалена.
Зачистка в Туле
Одним из примеров того, как Максименко зачищал поле стала история с главой СК РФ по Тульской области Татьяной Сергеевой. Сергеева была отправлена на пенсию после проверки, проведенной сотрудниками УСБ.
В следственное управление по Тульской области группа проверяющих из центрального аппарата в составе 25 человек и под руководством сотрудника службы безопасности Стрижова выдвинулась в октябре 2015 года. Де-юре проверка должна была показать, смогло ли руководство регионального СК устранить нарушения, выявленные в ходе предыдущей инспекции, де-факто целью было снятие генерала Татьяны Сергеевой.
Татьяна Андреевна была уважаемой фигурой в Следственном Комитете, находилась в хороших отношениях с Александром Бастрыкиным, и первое, что сделали столичные инспекторы, — отстранили генерала Сергееву от дел на время проверки. А чтобы она не могла оказать влияния на действия ревизоров, Максименко уже на следующий день после заезда комиссии составил на имя Бастрыкина докладную записку, в которой сообщил, что руководство Следственного управления по Тульской области препятствует работе УСБ, дела с устранением ранее выявленных нарушений обстоят как нельзя плохо, а Сергееву и ряд сотрудников управления нужно отстранить от службы и провести в их отношении служебную проверку.
Бастрыкин согласился и поручил провести проверку в отношении Татьяны Сергеевой Сергею Кирюхину, который являясь сотрудником подразделения Максименко был заинтересован в ее проведении.
Чтобы получить железобетонные основания для увольнения генерала Сергеевой, ревизорам из центрального аппарата нужно было найти в работе регионального управления такое количество нарушений, которое не оставляло бы главе СК РФ вариантов для принятия решений. Для этого, не имея на то властных полномочий, представители УСБ, по сути, вынудили следователей районных отделов СК Тульской области отменить более двухсот различных постановлений следователей без каких-либо дополнительных проверок и заставили местных следователей возбудить 18 уголовных дел, в возбуждении которых ранее было отказано. Опять же без каких-либо дополнительных проверок, то есть, вынудив независимое с точки зрения процессуального законодательства лицо — следователя — нарушить закон.
Вот доказательства: в период этой проверки один и тот же следователь в течение 30 минут возбуждает три уголовных дела в одном и тот же районе Тульской области по ранее вынесенным отказным материалам. Статьи — по убийству и насилию над детьми. И, что примечательно, ревизоры тут как бы и ни при чем, ведь они сами права не имеют возбуждать или прекращать уголовные дела, потому как следователями никто из них не является. Все проверяющие из УСБ СК РФ — инспекторы. А приказывают сыщикам как Бастрыкин.
В итоге — 18 новых уголовных дел (кого-то даже обвинили в педофилии) и 273 отмененных постановления. Татьяну Сергееву приказом Бастрыкина освобождают от должности и отправляют на пенсию. И — внимание — после этого все 18 уголовных дел, возбужденных в тот период, прекращают за отсутствием события преступления. Татьяна Сергеева пыталась попасть на прием к Бастрыкину, но двери кабинета главы СК для генерала юстиции оказались закрыты.
Но и это еще не все: ряд сотрудников тульского управления СКР были уволены совершенно невероятным способом. Например, руководитель отдела процессуального контроля СК РФ по Тульской области Павел Коршунов, по документам, освобожден от должности приказом Александра Бастрыкина, но экспертиза в рамках гражданского иска к СК показала: подпись Александра Бастрыкина на приказе — поддельная.
Обратите внимание на результаты работы экспертов. Видите маленькую петлю внутри большой на оригинальной подписи? В подделке такой петли нет.
Если верить экспертам, получается, что УСБ СК РФ увольняет следователей принятых на службу Бастрыкиным без приказа главы ведомства. И Александру Ивановичу об этом факте, похоже, никто доложить так и не осмелился.
Наиважнейшим во всей этой истории является то обстоятельство, что внутренние проверки в таком ведомстве, как Следственный комитет России, не регламентированы ни одним приказом. Нет среди распоряжений Бастрыкина таких инструкций для проверяющих из УСБ СК, в соответствии с которыми они должны инспектировать региональные управления. Также не существует у районных следователей такого инструмента, с помощью которого они могут сказать «нет» заезжему ревизору из столицы в ответ на незаконное требование возбудить уголовное дело. Ведь каждый следователь «на земле» видит и знает, как московские чиновники снимают глав региональных управлений.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Генерал СКР Максименко заявил в суде, что ему угрожали расправой
- Заместитель Максименко рассказал, как именно передал ему взятку
- Прокурор по делу Максименко заявил о взяточничестве главного следователя Москвы
- ФСБ вменяет главе УСБ СКР Максименко еще одну взятку на $500 тысяч
- Михаила Максименко обвинили в получении долларовой взятки на миллион рублей