Эксперты: под предлогом борьбы с коррупцией в России ведутся клановые войны
В Москве состоялся круглый стол на тему «Уголовные риски чиновников», участники которого обсудили нынешние методы борьбы с коррупцией в России. По мнению экспертов, сегодня якобы антикоррупционные аресты и уголовные дела зачастую используются как способ устранения политических или деловых конкурентов, а современная правоохранительная система со своим обвинительным уклоном лишь способствует этому.
Посадки как оружие в клановой войне
В круглом столе, проведенном при содействии портала «Право.ру«, приняли участие зампред антикоррупционного комитета Госдумы Анатолий Выборный, юрист Александр Забейда, политолог Евгений Минченко, член ОНК Москвы Ева Меркачева и другие эксперты. Участники мероприятия сошлись во мнении, что развернутая в России масштабная борьба с коррупцией уже выходит из-под контроля, превращаясь в «охоту на ведьм» и становясь оружием в региональных и даже федеральных клановых войнах. Нередки случаи, когда по надуманным обвинениям или даже банальному доносу правоохранительные органы задерживают чиновников всех уровней, сажают их в СИЗО и добиваются вынесения явно абсурдных приговоров.
В качестве одного из примеров собравшиеся вспомнили уголовное дело бывшего министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Александра Макарова. Мужчину приговорили к четырем с половиной годам колонии за превышение полномочий — он подписал распоряжение о передаче коммерческой фирме участка земли с расположенным на нем зданием. Несмотря на то что фактически Макаров выполнял свои обязанности и просто подписывал подготовленные его ведомством документы, суд первой инстанции все равно признал его виновным.
«В официальном заключении экспертизы, подготовленной профессорами Высшей школы экономики Геннадием Исаковым и Ириной Шиткиной, специалисты права приходят к выводу, что никаких нарушений экс-министром допущено не было, а приговор суда подлежит отмене с прекращением уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления», — пишет «Право.ру».
Сейчас осужденный по сомнительному обвинению экс-министр пытается доказать свою невиновность в Верховном суде. Один из экспертов предположил, что настоящая причина, из-за которой по Макарову проехалась репрессивная машина российского правосудия, это то, что он оформил имущество не на ту компанию — обиженные задействовали ресурс Следственного комитета. И ситуации, аналогичные произошедшей с Макаровым, в России происходят регулярно в отношении чиновников разного ранга.
Тему поддержал зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Анатолий Выборный. Он рассказал, что законодательство в стране уже насыщено антикоррупционными нормами и проблема возникает не от их нехватки, а от их неправильного применения на местах.
«Исходя из поступающих в наш адрес обращений, мы видим явные перегибы с точки зрения правоприменительной практики. Недавно мы проводили анализ статистики Верховного суда. Были в ужасе! У нас 80 процентов уголовных дел за взяточничество, где сумма мзды взятки составляла от 10 до 20 тысяч рублей. При этом количество приговоров взяткодателям вдвое превышает число осужденных взяточников, а большинство дел о получении взяток не доходят до суда», — отметил парламентарий.
Адвокат Александр Забейда напомнил о фактическом произволе следователей, которые игнорируют не только законодательные нормы, но и прямое распоряжение президента Владимира Путина, неоднократно заявлявшего о недопустимости беспочвенных арестов предпринимателей, которых могут годами держать в тюрьме, пока идет следствие.
«Если позицию правоохранительных органов поддерживает районный суд, дальше уже совершенно не важно, что по этому поводу написано в законе. Последнее время в расследованиях ценность объективных доказательств уходит на второй план. Оперативники, задерживая чиновника, немедленно заявляют об этом в средствах массовой информации, не оставляя прокуратуре и судам другого выхода, кроме как возбудить уголовное дело и санкционировать арест», — сказал эксперт.
По мнению политолога Евгения Минченко, вседозволенности силовиков способствует и общая атмосфера нетерпимости к чиновникам, сложившаяся в обществе. Граждане изначально считают, что госслужащие — воры и взяточники, которые заранее виновны. В этих условиях ангажированные уголовные дела являются удобным инструментом для решения не только деловых вопросов, но и для устранения политических конкурентов — в том числе и на федеральном уровне.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Главный следователь Москвы — трофей в борьбе ФСБ и СКР?
- Активисты ОНФ обнаружили в Тверской области чиновников-рейдеров
- Эффект Сечина-Улюкаева: чиновники отказываются от подарков, особенно от корзинок
- Что говорили о борьбе с коррупцией Президенты России с 2001 по 2017 годы
- Жириновский заговорил о специальном звании для честных чиновников
- Дмитрий Вербицкий: Все ли идет по плану в борьбе с коррупцией?