Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Как туляки научились считать чужие деньги

В Тульской области создали программу, благодаря которой можно выяснить, какой чиновник тратит больше, чем получает

Фото: Михаил Мордасов / РИА Новости

В конце 2017 года в Москве представители регионов обменивались опытом борьбы с коррупцией. Награду получила система учета налоговых деклараций, которая сводит бумажный хаос к нажатию двух кнопок.

Россия попыталась сосчитать реальные доходы чиновников еще в 1995 году. Потом правила ужесточили, и с 2013 года в декларации включают доходы жен и детей, а также расходы. В объекты проверки включают земельные участки, недвижимость, ценные бумаги и акции. При этом необходимо указывать источники, откуда поступили средства. Через полгода к этому добавился запрет иметь счета в зарубежных банках.

Считаете ли вы правдивой информацию, указанную в декларациях о доходах и расходах чиновников?

Лживые декларации

В реальности под эти правила попали либо априори честные госслужащие, либо мелкие коррупционеры, которые уже получили свои — порой условные — сроки. Более продвинутые загодя перевели дома в Ницце на бабушек, а счета в Швейцарии — на кузенов из Ужгорода. Правоохранители прикрутили гайки: 4 ноября 2015 года непредоставление деклараций даже членами семей грозит лишением должности или мандата.

Тем не менее, по данным «Левада-Центра», две трети россиян сомневаются в полноте сведений о доходах и имуществе чиновников: 40% считают, что чиновники недоговаривают, а 21% — что они откровенно врут. Тех, кто верит в честность депутатов Госдумы и сенаторов — всего 8%, склонны частично им доверять еще 12%. Возможно, потому, что дорогие машины, квартиры и драгоценности — у всех на виду, а у некоторых, как у депутата Владимира Петрова из ЗакСа Ленинградской области — пять звезд и участок на Марсе.

Чиновники не боятся врать в декларациях по нескольким причинам. Первое —декларации хранятся в бумажном виде от трех до пяти лет на всех государственных и муниципальных служащих. В среднем, это два листа бумаги в год, а в общем — десятки тысяч листов и сотни папок. Второе: отсутствие контроля за своевременной публикацией доходов — далеко не во всех субъектах правоохранители и общественники вовремя отслеживают эти «недочеты».

К примеру, чтобы выяснить, сколько зарабатывают министры правительства Московской области, пришлось делать специальный запрос, хотя вся информация должна находиться в открытом доступе.

Кроме того, общественники не имеют доступа ни к декларациям, ни к методикам проверки. Ситуация для коррупционных злоупотреблений создается самая благоприятная.

Ловушка для бюрократа

В разных регионах антикоррупционной политикой занимаются управления внутренней безопасности, специальные комитеты и даже пресс-службы. В Тульской области борьбой со взяточничеством занимается управление госслужбы.

Еще в 2013 году местные спецы объединили справку о доходах и автономное приложение для заполнения справок о доходах и расходах. Сделали доступ открытым прямо на портале, сократили время заполнения, встроили фильтры корректности заполнения и получили вполне современную систему.

Сергей Никольский, заместитель начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области

Сергей Никольский, заместитель начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области, рассказывает:

— У нас в области 103 муниципальных образования, в которых сейчас около тысячи чиновников, объем работы по сбору информации о доходах и расходах колоссальный, а умножьте его еще в три раза — жены, мужья, дети. И получим серьезную работу по сбору, проверке, анализу данных.

— Вы сами проверяете сведения?

— Конечно, есть те, кто предоставляет недостоверную информацию, чаще всего, когда идут на конкурсы, и мы таких людей до конкурса не допускаем. Надо соотнести доходы и расходы, сопоставить с доходами и расходами других членов семьи. В 2016—2017 году мы провели обучающие семинары по нашей системе и изменениям федерального законодательства, очень много вопросов было.

— Какой самый частый?

— Это и вопрос, и ошибка: в декларацию вносят квартиру, например, она записана на всех членов семьи. А пишут каждому по квартире, получается, что их как бы три одинаковых, а на самом деле надо просто указывать долю собственности. Это чаще всего. Какое-то время, пока мы не сделали в программе иерархическую структуру органов местного самоуправления применительно ко всем муниципальным образованиям, путались, не могли себя найти.

— То есть, все чиновники Тульской области уже есть в вашей системе?

— Да, на каждого человека, его супруга или супругу, детей заведена электронная карточка, они все связаны между собой. Эту информацию обязаны предоставлять и органы исполнительной власти, и муниципалитеты.

— Как работает ваша программа?

— Декларант скачивает с портала правительства области на компьютер программу по заполнению справок (аналог программы «Справки-БК») и заполняет в ней справки. После этого распечатывает их на принтере. Печать осуществляется с нанесением штрихкодов. Подписывает и сдает сотрудникам главного управления, ответственным за прием деклараций.

— Подождите, но ведь система направлена на то, чтобы избавиться от бумажных копий?

— Да, но сейчас по законодательству бумага все еще является основным носителем. Через какое-то время можно будет отказаться и от нее. Информация, содержащаяся в справках, путем сканирования штрихкодов заносится в программный комплекс для дальнейшего учета, обработки и анализа. Срок для сдачи сведений определен — не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

— Тогда непонятно, в чем польза от программы прямо сегодня.

— Заполняется база данных, копятся сведения. Не надо повторно заполнять справку при утере, или если нужна копия, невозможно подделать, потерять или заменить уже сданную справку. Даже в отдаленных районах, где нет возможности заполнить декларации в электронном виде, мы ездим, собираем и вносим. Может быть, в 2017 году этот человек возглавляет сельскую администрацию, а через десять лет станет министром — но вся информация на него уже есть. Кроме того, попробуйте проанализировать десятки тысяч листов документов, сопоставить все. Наша программа пока частично, но автоматизировала этот процесс.

— Есть уже конкретные примеры найденных с помощью анализа правонарушений?

— Да, мы даже их в презентацию включили: вот видно, что у супруга служащей прекращено право собственности на два автобуса, при этом возможный доход от их продажи не указан в графе «Иные доходы». Это повод как минимум задать ей дополнительные вопросы о судьбе этих транспортных средств. Здесь мы видим — служащая приобрела в отчетном периоде квартиру, задекларировала ее в расходах. Вместе с тем также в отчетном периоде приобретен автомобиль, который в расходах не отражен. Это также является поводом пообщаться со служащей на этот счет. Если была возмездная сделка, то формально нарушение уже есть.

Новый подход к расходам

Акцент контролирующие органы сейчас делают не на учете доходов — их можно скрыть, а на учете расходов. И в этом тульская система как нельзя хороша. Существует и аналог — в Татарстане. А с нового года по всей России будет вводиться единая электронная система учета.

Напомним, уже в сентябре 2017 года Генпрокуратура РФ отчиталась об изъятии у чиновников неправедно нажитого имущества на 2,2 млрд рублей, а на сайте declarator.org можно проверить, кто что купил и за что продал.

Например, губернатор Тульской области Алексей Дюмин декларацию за 2016 год вывесил, а там «Рэндж Ровер» супруги и собственный «Лэнд Крузер», что сразу заставляет задуматься о качестве тульских дорог. Кроме того, declarator.org не смог найти его же декларацию за 2015 год, да еще и приписал, что Дюмин отказался ее публиковать. Но, как нам пояснили в правительстве Тульской области, на момент подачи декларации губернатор был еще и. о., а, значит, обязанности у него и не было.

Так что главное — это система. А еще важнее, чтобы она работала безо всяких исключений.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале