Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Бои без правил или цифровая безнаказанность. Современные технологии против рейдеров и коррупции

Почему новейшие решения в области программного обеспечения и высоких технологий уступают в борьбе с коррупцией, мздоимством и хищениями

Чтобы понять, почему современные технологии не могут победить коррупцию в государственных ведомствах, мы изучили уголовное дело, возбужденное на чиновников Россреестра, которые переписывали квартиры рядовых граждан на рейдеров. Теперь мы готовы поделиться с Вами результатами нашего расследования.

Цифровые технологии

Но начнем все по порядку и пообщаемся с человеком, который прошел через жернова современных технологий. Мы живём в век информационной революции. Можно долго размышлять о плюсах и минусах этого процесса, но одно кажется бесспорным – компьютер, в отличие от человека, всегда объективен и беспристрастен. Он не берёт взяток, у него нет личной заинтересованности. И, казалось бы, внедрение компьютерных технологий в сферу государственных услуг должно раз и навсегда покончить с так называемой «коррупционной составляющей» в столь важной «государевой службе». Так ли это на самом деле? На этот вопрос мы пытаемся ответить вместе с известным специалистом в области комплексной безопасности Юрием Локтионовым.

Виноват молоток

Не так давно государственные службы полностью перешли на систему электронной регистрации и документооборота. Как организованна эта служба и даёт ли она гарантию безопасности?

— Одним из преимуществ цифровой экономики и электронного документооборота называют освобождение от хлопот по хранению и обороту массы бумажных документов и свидетельств. Действительно, это быстро и удобно, однако в сфере безопасности, в том числе и коррупционной, пока ещё существуют большие проблемы. Более того, сегодня можно наблюдать, что скорость и последствия нарушения правил безопасности при электронных технологиях существенно повышают риски и масштабы возможного ущерба.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере такого востребованного у граждан подразделения государственной службы, как Росреестр. Начнём с очевидного: программный комплекс ИС ЕГРП, используемый Росреестром, – лишь эффективный инструмент поддержки действий регистраторов и подготовки документов. И в случае злоупотреблений или ошибок ответственность несёт сам регистратор. Ну не станете же вы винить молоток в том, что криво забили гвоздь?

Однако регистраторы винят во всех своих ошибках именно «плохую программу». Очень часто приходится слышать такие оправдания: «раньше было гораздо проще работать, а теперь компьютер все время виснет и не даёт работать». Впрочем, любой из нас не раз сталкивался в госучреждениях с такой картиной: все компьютеры «висят», когда заработают — неизвестно. И действительно с упрёками регистраторов отчасти можно согласиться – программное обеспечение пока ещё далеко от совершенства. Правда, это лишь малая доля проблем безопасности электронного документооборота.

Вопреки приговору

— Очевидно, вы имеете в виду так называемый «человеческий фактор»?

— Именно. В 2016 году Солнцевский районный суд рассмотрел дело руководителя Управления Росреестра по Москве Натальи Батуриной. Её отдел отвечал за регистрацию недвижимости. Думаю, не нужно объяснять, насколько эта сфера сегодня востребована у граждан и как важно именно на этом участке обеспечить максимальную «прозрачность» совершаемых сделок. Так вот оказалось, что опытный высокопоставленный чиновник может легко и грубо нарушить закон, и никакие контрольные системы Росреестра ей в этом не препятствовали, а руководство покрывало и выгораживало её, насколько было возможно. Это только один пример «деятельности» гражданки Батуриной. Ещё в 2014 году она и группа сотрудников Росреестра незаконно провели целый ряд операций, в результате которых доля в квартире по адресу: Оружейный переулок дом 25 стр. 1 в Москве перешла во владение рейдеров. Следствием было доказано, что гражданка Батурина за свои услуги получила прямую материальную выгоду в размере более шести миллионов рублей, да еще и с уклонением от уплаты подоходного налога с физических лиц в размере более миллиона рублей.

Интересно, что уже после решения суда, отменившего незаконные сделки и признавшего госпожу Батурину виновной в совершении должностного преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 Уголовного кодекса РФ, она еще дважды пыталась зарегистрировать незаконную сделку.

Компьютер не помеха

— Как такое возможно?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, на чём базируются коррупционные схемы в этом государственном ведомстве. На самом деле схема злоупотреблений довольно проста: клиенты делятся на две части — «неблагодарные» и «благодарные». «Неблагодарные» считают, что оплачивают госуслуги своими налогами, а «благодарные» предпочитают благодарить чиновника за услуги напрямую и уклоняться от налогов. Чаще всего это риелторы, работающие на рынке недвижимости, что называется, на «грани фола». Для них важна скорость совершения сделки. И долгое время основной коррупционный доход составляли операции в обход основной очереди клиентов. Такса хорошо известна – около 5 тысяч рублей за «скорость». Неплохо можно заработать и на проверке подлинности предоставляемых документов. Ведь для тех, кто идёт законным путём, она может составить несколько недель, а то и месяцев, а для тех, кто кладёт деньги в карман чиновнику, проверка занимает считанные минуты. Но это всё мелочи… При очень выгодном предложении чиновник рангом повыше легко регистрирует незаконную сделку и тут же увольняется, обеспечив себе несколько годовых зарплат. Регистрация занимает несколько дней, а оспаривание – год и более. А если у него, как в случае с Батуриной, ещё и «добрые отношения» с руководством, он всегда предупреждён о возможных проверках, а значит, успеет подготовиться. Так, во время проведения следственных действий из архива «внезапно» исчез том №19, а затем вновь появился. Как вы думаете, чем госпожа Батурина объяснила эти чудеса? Естественно компьютерным сбоем.

— Надо понимать, что она сама его и организовала?

— Естественно.

— Вы говорили, что в коррупционной схеме был задействован целый ряд сотрудников Управления?

— Да. Но они, в отличие от своей начальницы, пока еще не получили заслуженного наказания и продолжают трудиться «на благо» жителей столицы.

Как «замазывают» программы?

— И все же не совсем понятно, как преступникам удаётся обходить системы безопасности, предусмотренные компьютерной программой?

— Как специалист в области программного обеспечения могу утверждать: на сегодняшний день ни один из созданных государством реестров не готов к работе в цифровой безбумажной форме, системы работают в режиме постоянной реанимации по восстановлению и исправлению ошибок. Но это не технические проблемы программ, а базовые нарушения логики информационной безопасности. При выявлении нарушений в системе причины и способы их появления не выявляются и устраняются, а просто «замазываются». В системе нет модели нарушителя и противодействия атакам злоумышленников, особенно внутренних. Так, всё та же Наталья Батурина для организации сбоя работы программного комплекса ведения ИС ЕГРП, который препятствовал обработке незаконной записи, умышленно удалила из базы данных кадастровый номер объекта, имитируя сбой компьютера при проверке данных кадастрового учета. Следы этих действий сохранились в разделе ЕГРП, согласно которому кадастровый номер объекта был удален Батуриной полностью. Такие же действия были совершены позже её коллегой регистратором ЮВАО Хворостьяновым… Ну посудите сами, какая компьютерная программа может нормально функционировать при таком использовании?

Концепция и Доктрина

— И всё же должен быть выход из этого «коррупционного тупика»?

— Нам необходима Концепция и Доктрина безопасности государственного электронного документооборота. Сегодня они практически полностью отсутствуют. Это приводит к тому, что ответственность за коррупционные нарушения перекладывается участниками друг на друга вплоть до формирования вывода, что не виноват никто. Точнее, виноватой оказывается компьютерная программа. Оказывается, она главная причина непредвиденных ситуаций, с которыми «бедный» чиновник не может справиться. Но электронная информационная система в принципе не должна иметь неожиданных и непредвиденных ситуаций, а в случае программных сбоев ее нужно автоматически выводить из системы информационного обмена. Тестирование программных средств и ИС на устойчивость к взломам и атакам необходимо проводить на стадии проектирования. К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что нам ещё нужно очень много работать, чтобы окончательно исключить возможность коррупционной наживы в сфере государственной регистрации и цифрового документооборота.

— Спасибо, за интересную беседу. Будем надеяться, что нам всё же удастся победить в столь важном деле, как борьба с коррупцией.

— Это нужно делать как можно быстрее!

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале