Бизнесмен Эдуард Акст: честному предпринимателю там делать нечего
Инвестор из Подмосковья попал под жесткий прессинг местных властей, но смог победить и сохранить бизнес
Построив первую очередь завода в Подмосковье, инвестор Эдуард Акст неожиданно потерял землю под заводом. Чтобы её вернуть, предпринимателю понадобилось два года и три месяца. Десятки судов и совещаний в правительстве Подмосковья, наконец, восстановили справедливость.
– Как вы лишились земли под уже начавшейся стройкой?
– Мы строили мусоросортировочный завод в Химках. Это проект европейского уровня. Администрация города Химки во главе с Владимиром Слепцовым и Правительство области поначалу были крайне заинтересованы в строительстве такого завода – благодаря уникальной технологии производство соответствует всем экологическим нормам и стандартам. Санитарная зона у такого завода по закону всего 100 метров. В Европе подобное производство располагают в любой части города – крытый комплекс ничем не отличается от иного технического помещения.
Под строительство завода администрация Химок выделила землю, но там не было ничего, поле с деревьями
Мы несколько лет обустраивали эту площадку: переносили линии электропередач, проходящие через участок, прокладывали канализацию, подводили водоснабжение и электричество. На первый этап строительства потратили порядка 200 млн рублей. В 2013 году была построена первая очередь завода. И тут совершенно неожиданно я узнаю о том, что администрация Химок, подала иск о расторжении договора аренды земли.
– Почему?
– Администрация утверждала, что мы ничего не построили и даже не приступали к строительству. В суде наш завод вообще назвали полигоном. «Какой полигон, вот у нас разрешение на строительство завода», — кричали мы. Но суд как будто не слышал. Договор аренды расторгли.
— Как вам удалось переломить ситуацию?
— Начались переговоры на уровне правительства Московской области. Мы встретились с вице-губернатором Ильдаром Габдрахмановым, рассказали ему о ситуации, о самом проекте. Многократно ходили на прием предпринимателей, вместе с региональной властью искали выходы. Мы обошли все заинтересованные министерства и ведомства. Параллельно нас давили проверками надзорные органы: Росприроднадзор, прокуратура, МВД. А это огромные штрафы, и снова суды, суды. Большинство проверок мы оспорили и выиграли в суде. Но сколько сил ушло на это, сколько ресурсов. Мы встречались с жителями, рассказывали им про завод, объясняли, как работает технология. Все понимали — проект нужен региону. Об этом говорили и в самой администрации Химок, но действовали от обратного, подавая новые иски в суд о сносе зданий, расположенных на участке. С помощью вице-губернатора Ильдара Габдрахманова и с приходом нового главы Химок Дмитрия Волошина произошел перелом, и мы заключили мировое соглашение, которое утвердил суд. Большую роль сыграло освещение в СМИ. И представители власти, и местные жители поняли, что произошло на самом деле.
— Сейчас, когда долгий этап борьбы, наконец, позади, какие планы вы строите? Как будет развиваться ваш проект?
— Мы сохранили земельный участок и хотим создать бизнес, который также будет связан с экологией. Но мусором заниматься не будем, это слишком коррумпированная отрасль, честному предпринимателю там делать нечего. После двух лет и трёх месяцев никому не нужных судов я четко это понял.
— А чем планируете заняться?
— Пока не хотелось бы раскрывать все тайны. Новый проект также связан с экологическим производством. Знаете, ездишь по Европе и диву даёшься, как там все продумано, насколько далеко они продвинулись вперёд. Они думают не только о сегодняшней быстрой прибыли, но и о завтрашнем дне. Думают о своих детях и внуках, о новых поколениях, о своей стране. А почему у нас так нельзя? Можно! Ведь времена изменились. Это в девяностые мы оборудование за водку покупали, теперь все иначе.
Если закон на твоей стороне, ты всегда можешь доказать свою правду. Только правда должна быть настоящей
Если делаешь бизнес, не гонись за быстрым рублем, хороший проект обязательно принесёт прибыль. А что ещё он принесёт? Вот об этом сейчас не задумываются, о пользе для людей.
— Но сейчас тяжело любому бизнесу, а полезному, наверное, ещё хуже…
— Сейчас намного лучше, чем когда мы начинали, а я начинал ещё с кооперации, до развала Советского Союза, когда никто не знал, что такое предпринимательство. Весь этот сложный путь я прошёл и могу сказать: сейчас намного проще. Да, сложности есть, и большинство из них порождает коррупция, та же жажда быстрых и легких денег. Сейчас мы открыли производство натуральных продуктов питания в Калуге. Там легко работать, правительство региона очень заинтересовано в инвесторах, раз-два в неделю мне звонят и спрашивают, какая помощь могла бы понадобиться, приглашают на все профильные мероприятия. Сложности начинаются не на производстве, а на этапе реализации товара. Договариваемся с крупной сетью, они просят снизить цену, потому что с их накруткой товар получится очень дорогой, и покупать его не будут. Объясняю, что снизить цену не могу, уйду в минус, ведь все продукты натуральные, и мы не заменяем их дешевой химией. Они прямо отвечают: «Нам без разницы, что вы туда положите и что напишите на упаковке, но надо удешевить». А написать действительно можно, что угодно. Это раньше все было по ГОСТам, а сейчас закон не регулирует самую важную отрасль — питание. И это проблема федерального масштаба, проблема законотворчества. Вот вы, например, какое молоко покупаете?
— Натуральное, свежее, не то, что можно хранить полгода.
— А вы смотрели, кто производитель? Нет! Торговая марка может быть любая, а производитель все тот же, как раз, которого вы пытаетесь избегать. Мы, кстати, в те же сети пытались попасть в премиум-сегмент, наша продукция не уступает по качеству зарубежной, а на выходе стоит дешевле. Но эти места заняты зарубежными поставщиками, и ритейлеры не готовы их подвинуть.
— И что же? Натуральные продукты так и останутся недоступны рядовому потребителю?
— Я уверен, что мы придём к концепции осознанного потребления. Надеюсь, свою лепту внесет и наш проект в Химках. В Подмосковье сейчас начали внимательно относиться к бизнесу, который приносит пользу региону. Во многом это заслуга губернатора Андрея Воробьева. Но это и общая тенденция роста социальной ответственности бизнеса. И я надеюсь, что ситуация будет только улучшаться.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале