Инвестиции в помойку. Почему Подмосковье тонет в мусоре?
Памятник природы, мнение граждан и 218 млн рублей, — все это оказалось на мусорке из-за действий администрации Химок. Отсутствие контроля за свалками ведет город к экологической катастрофе, но желающих инвестировать в экологию власти выгоняют с территории. Позиция руководства страны и Московской области кардинально отличается от политики, проводимой в Химках. Но кто же тогда дает карт-бланш на беспредел – читайте и смотрите журналистское расследование ПАСМИ.
Экологическая катастрофа как способ заработать
Роспотребнадзор утверждает: перерабатывается лишь 7,5% всего мусора в России, остальные тонны отходов гниют на свалках по всей стране. При этом президент уверен: в переработку уходит ровно половина твердых бытовых отходов.
На прямой линии с гражданами Владимир Путин обратил на этот вопрос особое внимание: «В нашей стране проблема отходов: у нас примерно 5,4 или 5,6 миллиарда тонн в год, мы продуцируем столько отходов, — только половина из них утилизируется, а половина просто закапывается. Причём эта вторая половина, которая закапывается или выбрасывается куда‑то, вот этот процесс является неконтролируемым и очень криминализированным».
Схема получения денег из отходов хорошо видна в подмосковных Химках. В Московскую область свозится 20% всех отходов страны. В нескольких километрах от столицы снегоплавильный пункт на Вашутинском шоссе. Летом вместо снега здесь горы мусора, грозящие уничтожить особо охраняемую природную зону — Вашутинское мезотрофное болото, памятник природы, чудом уцелевший в Химках.
Константин Елисеев, и.о. начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу, выделил этот регион, как стратегический:
«Химки вообще проблемное место. Через него проходит канал имени Москвы, главный питьевой источник Москвы».
Пока вместо кислорода, который образует уникальное болото, от памятника природы исходит ужасный запах и растекаются ручьи грязи. Раньше здесь была табличка «Охраняется законом», после команды министра экологии разобраться табличку убрали. А кислород перекрыли не только местным жителям, но и предпринимателям, готовым прекратить этот развал мусора. Ведь кому-то грязные горы приносят хороший доход.
Инвестор Эдуард Акст пояснил нежелание бизнеса вкладывать в экологию: «Это малодоходный бизнес. Только энтузиасты занимаются в нашей стране экологией, на подобие нас».
Администрации Химок инвестор Эдуард Акст предложил выход – мусоросортировочный комплекс
справился бы со всеми объемами. Исчезнут и Вашутинская свалка, и свалка на территории муниципального комбината по благоустройству и озеленению, и другие спонтанно появляющиеся помойки.
«Это действительно европейского уровня завод, который должен быть построен. Я думаю, такой завод у нас в Московской области должен быть ни один, ни два, а десятки», — прокомментировал строительство сортировочного завода местный житель и председатель правления товарищества СНТ «Исток-2» Александр Шевордаев.
Администрация Химок: уникальный завод закрыть, людей уволить?
Администрация города Химки во главе с Владимиром Слепцовым и Правительство области были крайне заинтересованы в строительстве такого завода – благодаря уникальной технологии производство соответствует всем экологическим нормам и стандартам. Санитарная зона у такого завода по закону всего 100 метров. В Европе подобное производство располагают в любой части города – крытый комплекс ничем не отличается от иного технического помещения.
«Подобного завода, такого, как мы спроектировали, нет сегодня в Московской области», — заявил Эдуард Акст.
Под строительство завода администрация Химок выделила землю. В течение нескольких лет собственники компании «Профи» обустраивали эту площадку: переносили линии электропередач, проходящие через участок, прокладывали канализацию, подводили водоснабжение и электричество. На первый этап строительства потратили порядка 200 млн рублей. В 2013 году была построена первая очередь завода. Но уже в следующим году в арбитражном суде появился иск администрации города о расторжении договора аренды земли. Местная власть утверждала, что компания «Профи» не только ничего не построила, но даже не приступала к строительству.
«Написано, что на нашем участке кустарники и резина, колёса! Всё. На этом участке больше ничего не находится. Суд говорит: не сортировочный завод строите, а полигон. А у нас есть здания и сооружения, но суд говорит: у вас нет ничего. На чёрное – белое», — рассказывает предприниматель.
Акт осмотра двухлетней давности стал основанием для принятия решения. Здравый смысл в суде не помог – стоит выехать за пределы МКАДа и можно собственными глазами увидеть, что здания стоят, а коммуникации проложены, это подтверждают и документы. Но суд постановил договор расторгнуть.
Главе администрации Химок губернатор не указ
Тогда губернатор Московской области поручил министру инвестиций и инноваций Денису Буцаеву и министру экологии Александру Когану провести собственную проверку, которая установила: первая очередь завода готова. Муниципальным чиновникам рекомендовали заключить мировое соглашение с ООО «Профи». Ведь завод не только решает острейшую проблему экологии, но и создает новые рабочие места. Однако мировое соглашение так и не заключено. А рабочие оказались на улице.
«У меня из 90 человек все уволены. Часть уже взяли 5-тый месяц за свой счёт. Мне нечем платить зарплату. Ко мне приходят, плачут, возьмите хоть немножко на работу», — говорит партнер Акста Анатолий Андречишин.
Предприниматели обратились к главе администрации Химок Владимиру Слепцову в тот момент, когда вопрос о сотрудниках, оставшихся без работы, стоял крайне остро. Чиновник не скрывал, что думает о десятках своих жителей, оставшихся без средств к существованию. На официальных мероприятиях Владимир Слепцов всегда с уважением отзывается и предпринимателях, приносящих городу живые деньги, и о людях труда.
Коррупция, или законы не для всех.
Призывая бизнесменов работать в Химках, Владимир Слепцов ведет двойную игру. После того, как Слепцов занял пост главы, администрация завалила суды исками к арендаторам земли с требованием освободить участки. А затем сменила гнев на милость и пошла на мировую, с некоторыми компаниями: участок, арендуемый с 2009 года ООО «Мастер+». Здесь даже не разработан проект застройки. Слепцов идет на мировую. Участок, находящийся в аренде с 2007 года у ООО «Комфорт», мировое соглашение подписано, несмотря на то, что даже разрешения на строительство у арендаторов не было. На момент заключения соглашения компания даже имела задолженность по арендной плате. Пустырь принадлежит ООО «Инза» с 2011 года, администрация закрыла глаза на отсутствие проекта и пошла на мировую.
Так почему же Слепцов идет на мировую с теми, кто ничего не строит, и не дает работать инвестору, уже вложившему 218 миллионов рублей в строительство стратегически важного предприятия?
На этот вопрос попытался ответить Эдуард Акст: «На последней встрече с начальником правового управления города Химок. Мне чётко сказали, что Вам нужно найти авторитетное лицо, чтобы он поговорил со Слепцовым, поговорил вне кабинета».
Что глава Химок обсуждает с представителями бизнеса вне кабинета? Какие проблемы города нельзя обсудить официально?
Эдуард Акст от услуг «авторитетного лица» отказался.
Если администрации города удастся вытеснить ООО «Профи» с его территории, все построенные коммуникации стоимостью сотни миллионов рублей останутся на месте. Может, более сговорчивому арендатору достанется благоустроенный участок земли?
«Он просто не хочет, чтобы компания строила здесь завод», — высказал своё мнение Эдуард Акст.
Сейчас нежелание идти на мировую глава администрации обосновывает позицией местных жителей, которых она уверила в том, что от завода стоит ждать лишь грязи, ужасного запаха и крыс.
29 проверок за два месяца – давления на бизнес нет
О том, что полностью закрытые производственные комплексы не наносят никакого ущерба окружающей среде, людям не рассказали. Жители, выступившие за строительство завода, потому что он решит их проблемы с мусором, и инвесторы, платившие в бюджет Химок миллионы рублей в год в виде налогов, на встречу с главой попасть не могут.
А визиты проверяющих на территорию завода, напротив, учащаются.
«Пошли сплошные проверки. Могло быть по девять проверок в день. В один день нам вынесли штрафных санкций на 2,5 миллиона. Все эти штрафы мы выиграли», — продолжает Андречишин.
Только Росприроднадзор провел более 29 проверок завода. Инспектор Людмила Кузнецова выявила ряд несуществующих нарушений. Ревизор уверенно пишет, например, о том, что завод сливает сточные воды в лес, потому что за территорией завода, в 50 метров от забора Людмила Кузнецова обнаружила трубу. В нюансах инспектор разбираться не стала. Найти второй конец трубы, оказалось не так сложно: отрезок был закопан в землю, вероятно, для того, чтобы закрыть проложенный под землей кабель. А вода, вытекающая из трубы, — обычный подземный ручей. Эту воду можно даже выпить.
Людмила Кузнецова, так же обвинила компанию «Профи» в незаконной врезке в центральную ливневую канализацию и наложила денежный штраф. Хотя никакой канализации здесь никогда не было.
Константин Елисеев и.о. начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу попытался защитить своего подчинённого: «Инспектор Кузнецова, которая не один десяток лет, еще с советских времен работает, она знает и видит, она каждый колодец, извините, обошла в городе Химки».
Но свалку на Вашутинском шоссе проверяющая не заметила. В Росприроднадзоре впервые узнали о гигантской помойке на мезотрофном болоте от нашей съемочной группы.
«Я, к сожалению, первый раз от вас слышу. Обязательно разберемся. Нельзя такое допускать… Немедленно принять меры реагирования и наказать виновных», — пообещал Елисеев.
Видимо, главного природного инспектора ЦФО тоже ввели в заблуждение его подчиненные. Так же, как и администрация Химок правительство Московской области, которое уверенно, что Владимир Слепцов делает все возможное для того, чтобы завод был построен. Тем более, что местные жители за строительство завода европейского уровня.
«Я за организацию перерабатывающего завода, но со всеми нормами и правилами, если завод будет стоять по всем СНИПам и ГОСТам, то пусть стоит», — заявляет член инициативной группы.
«Я был на этом предприятии, — продолжает другой местный житель. — Разговаривал с руководством. Мне показали план строительства этого сортировочного предприятия, по шведской технологии. Я думаю, никаких неудобств оно нам не доставит».
Уверенный в том, что половина мусора сортируется и перерабатывается, президент подписывает закон о вводе в 2017 году обязательной сортировки ТБО. Какими силами будет сортироваться мусор? Пока ни одно заинтересованное ведомство не может ответить на этот вопрос. Эксперты говорят, что формально можно выкрутиться, поставив сортировочную ленту на полигон и наняв несколько человек. На деле этот шаг ничуть не изменит ситуацию. В прошлом году администрация Слепцова выделила порядка 10 млн рублей на обустройство Вашутинской свалки – результат налицо. И если бизнес заберет, отсортирует и распределит весь этот мусор, то выделять миллионы будет попросту не на что. Инновационное развитие не выгодно муниципальным чиновникам, и, значит, на их территории пока будут жить по старым законам.
Редакция Первого Антикоррупционного СМИ направила в адрес Владимира Слепцова два запроса, но ответа на них.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале