Вячеслав Лысаков: из-за нелегальных таксистов бюджет страны ежегодно недополучает 20 миллиардов долларов
173 000 московских водителей прошли проверку в рамках операции ГИБДД «Такси».
По итогу к административной ответственности привлечено более 68 тысяч человек. Сотрудники полиции выявили 197 таксистов, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, а 304 — сели за руль, не имея прав на управление автомобилем. Установлены около 6 тысяч злостных неплательщиков штрафов. И это только статистика мегаполиса. Аналогичные рейды силовики проводят сейчас и в регионах. Насколько сфера таксомоторных перевозок прозрачна в России, какие меры предпринимаются для того, чтобы помочь нелегалам выйти из тени, сможет ли новый федеральный закон о такси решить проблемы этого бизнеса, ПАСМИ рассказал председатель Правления Ассоциации «Национальный Совет такси», депутат Государственной Думы РФ Вячеслав Лысаков.
ПАСМИ: Вячеслав Иванович, как Вы оцениваете, насколько организован рынок такси сегодня в стране?
— Очень плохо организован. И этому есть объективные и субъективные причины. Рынок вообще был дерегулирован до 2011 года, когда 1 сентября вступил в силу 69 федеральный закон о такси. И то это не отдельный закон — фактически, это часть закона. В том числе определенное место в этом законе занимала таксомоторная деятельность. До этого в течение 20-ти с лишним лет государство никоим образом не участвовало в регулировании этого рынка. Он развивался хаотично.
В 2011 году задача закона состояла в легализации перевозчиков, которые на этом рынке работали, но произошло наоборот: люди стали уходить в тень, снимать фонари. Даже те, кто на тот момент работал официально. Вызвано это было многими причинами.
Во-первых, из профессионального сообщества никто этот законопроект не обсуждал, были введены многие вещи, которые людей напугали и заставили уйти в тень. Проблема в том, что объединить таксистов – достаточно сложно. Потому что это не крупные компании — крупных компаний практически нет. Это в советское время были государственные таксопарки. Сейчас подавляющее большинство – индивидуальные предприниматели, либо небольшие компании от 5-7 машин (как на Сахалине, например) до 30-50 автомобилей. Кроме того, таксисты себя всегда считали себя индивидуалистами, этот дух остается и сегодня.
Национальный совет такси, рабочая группа совместно с Народным фронтом предложили поправки в закон, которые были приняты в 2012 году. Но мы смогли исправить самые явные болевые точки.
Например, много споров вызывал цвет автомобиля. Мы внесли в закон формулировку «цветовая гамма», подразумевая под этим — количество цветов не менее двух. Один цвет — это один цвет, а когда два, три, четыре – это уже гамма. Но некоторые изощренные умы, особенно это касается московских чиновников – сформулировали поправку таким образом – «желтая цветовая гамма», и стали активно внедрять один цвет. Это до сих пор вызывает много споров и сопротивление профессионального рынка, потому что от цвета ничего не зависит — ни безопасность, ни качество перевозки.
Самая большая проблема в случае введения одного цвета – резкое снижение количества выдаваемых разрешений, то есть люди стали бомбилами. Прекращался приток в правовое поле.
Также, как только вводился единый цвет в регионе, цена на автомобили этого цвета повышалась в автосалонах, иногда даже на 15%.
Помимо введения цвета, самая большая опасность – это квотирование, которое было прописано в прежнем законе (ограничение количества выдаваемых разрешений). В регионе сразу оставались только прикормленные компании – аффилированные с местными чиновниками 2-3-4 компании, не более.
ПАСМИ: То есть на тот момент Вам удалось отстоять отказ от квотирования?
— Квотирования пока нет.
ПАСМИ: Действующий закон в сфере таксомоторных перевозок противостоит коррупции? Какие «белые пятна» в нем остались?
— Самое слабое с коррупционной точки зрения место – именно попытки регионов законодательно закрепить один цвет автомобилей. Порой регионы стремятся к этому не для того, чтобы решить какие-то вопросы — экономические, рыночные, а для того, чтобы оставить на рынке только определенные компании, владельцы которых имеют серьезные финансовые средства на любой вид переделки транспортного средства: перекрасить, поставить ГЛОНАСС, да все, что угодно. Главное – занять рынок, стать монополистом. Это первый момент коррупционноемкий.
Сейчас готов новый закон, который будет рассмотрен в Госдуме во втором чтении в мае-июне этого года. В нем разрешено вводить дополнительные требования к водительскому составу и транспортным средствам только в случае, если региональная власть оказывает экономическую и иную поддержку этой сфере бизнеса. Например, дает водителям такси возможность бесплатного проезда на вокзалы, в аэропорты, предоставляет бесплатные стоянки, помогает с лизингом, ставкой рефинансирования. Принцип таков: если вы даете пряник, то можете выставить дополнительные условия.
Второй шаг – квотирование. У нас разные подсчеты по количеству таксистов. Считается, что их от полутора до трех миллионов. А получили разрешение на работу порядка 900 тысяч человек. Пока еще большинство – это нелегалы, и наша задача – сначала дать им возможность легализоваться, а потом, если будет необходимость, регулировать количественно этот рынок.
Мы должны убрать различные препоны, в том числе коррупционные бюрократические, чтобы войти на рынок можно было просто и легко. Что нам мешает? У нас отсутствует система патентов в таксомоторной отрасли. Многие люди бомбят, потому что они не хотят связываться с налогами, открывать ИП, отчитываться. Даже по упрощенке это достаточно сложно. А если человек сможет, в одном окне зарегистрировать ИП, получить патент, он сможет работать, никак не связываясь с налоговой службой, потому что все отчисления уже будут туда включены – пенсионные, социальные. Это даст возможность людям легализоваться, чувствовать себя комфортно, не чувствовать себя нарушителями закона.
Это может быть предусмотрено поправками в бюджетный и налоговый кодексы. У меня есть надежда — я обращался к министру Улюкаеву. Недавно было поручение президента разработать институт патента. И я прошу, в свою очередь, включить туда и такой вид деятельности, как таксомоторная. Если мы дадим такой механизм подключения к рынку, то мы во многом решим проблему нелегального извоза. Это очень сильно упростит вход на рынок.
ПАСМИ: Сколько, по Вашим подсчетам, бюджет теряет сегодня от нелегальной таксомоторной деятельности?
— Мы теряем на отсутствии возможности введения патента – не менее 20 млрд долларов в год. Это по самым скромным подсчётам.
ПАСМИ: Но у многих пользователей такси создалось ощущение, что рынок этих услуг стал более цивилизованным в последние годы.
— Нет, это самоорганизация, это как раз новые технологии.
В новом законе о таксомоторной деятельности, который будет рассмотрен в мае-июне, мы ввели понятие «посреднических компаний». Это диспетчерские службы, агрегаторы вызова такси – в режиме онлайн через телефон или интернет. В этом много есть плюсов, но есть минус – многие из них не платят налог, а также передают заказ лицам, не имеющим разрешения на предоставление услуг такси, то есть любому гражданину РФ или гастарбайтеру, который подключается к этому приложению. И он получает заказ, не имея разрешения, не проходя медицинский или технический осмотр.
Многие компании-посредники утверждают, что они заключают договор, передают заказы только официальным таксистам. На самом деле, это лукавство.
И если мы можем проконтролировать российские компании, то представители транснациональных компаний, могут поглотить наш российский рынок, наших перевозчиков, наши диспетчерские. Они передают заказы абсолютно всем. Закон,который мы готовим, разрешает им работать на нашем рынке при очень простых условиях – они должны иметь в России свое зарегистрированное отделение, стоять на налоговом учете, платить налоги и передавать заказы, а это касается всех компаний, исключительно только лицам, имеющим разрешение на таксомоторную деятельность.
Со вступлением в силу нового закона будет создан реестр, где будут зафиксированы все те, у кого есть разрешение. И если посредническая компания, каковой являются эти информационные службы, передаст заказ лицу, не имеющему разрешение, последует административная ответственность в виде штрафа. В случае рецидивов, повторов, этот штраф будет увеличиваться вплоть до запрета деятельности компании.
Кроме того международные компании, в большинстве случаев получают деньги, рассчитываясь через карточку в режиме онлайн, они всю прибыль выводят за пределы РФ. Это сейчас пиратский бизнес.
ПАСМИ: Получается, что международные компании не платят налоги на территории Российской Федерации?
— Конечно, а с какой стати? Они рассчитываются со своими клиентами, все деньги уходят зарубеж. Водитель с компаниями рассчитывается по карточке, и мы не знаем, где эти деньги ходят. Обычный гражданин, не имеющий разрешение, получил заказ, от любого агрегатора. Он эти деньги забирает, не платит с них налоги. Это прикрытый нелегальный извоз.
Мы в первом чтении по новому закону утвердили ответственность перевозчиков. Теперь легальные таксисты за небольшие нарушения – не выдал чек и т.д., будут оштрафованы на 5 тыс. рублей, поскольку это не представляет опасности с точки зрения передвижения, дорожной безопасности. А вот нелегалы, которые попались в первый раз, будут оштрафованы на 30 тыс. рублей, а в случае рецидива – 30 тыс. руб. штраф и лишения права управления автомобилем на срок до полугода. То есть с одной стороны мы создаем мотивацию – большие риски для нелегалов, а с другой стороны, открываем вход на рынок таким образом, чтобы можно было легче и спокойнее зарегистрироваться, работать и платить налоги, чем быть черным бомбилой и рисковать лишением прав.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале