Александр Хуруджи: «Решалы» бизнесу не помогут
«Не кошмарить бизнес» — уже не единожды призывает ведомства президент России Владимир Путин. Между тем, число арестов в среде предпринимателей меньше не становится. И если у крупных бизнесменов всегда есть штат квалифицированных юристов, то представителям малого и среднего бизнеса приходится защищаться самостоятельно, чем зачастую и пользуются опытные рейдеры. О стартовавшем в апреле проекте «Стоп Арест», который должен помочь бизнесменам, рассказал ПАСМИ общественный уполномоченный по защите предпринимателей от необоснованных арестов Александр Хуруджи.
ПАСМИ: Почему акция «Стоп Арест» стала бессрочной? Ранее сообщалось, что заявки от арестованных предпринимателей о пересмотре будут приниматься до 10 апреля.
— Акция бессрочная, потому что срок проникновения информации в следственные изоляторы в целом по стране оказался ниже прогнозируемого, и многие предприниматели не успели зарегистрироваться. А для нас важна судьба каждого. Также мы ставим задачу отработать заявку по каждому человеку, который оказался в местах лишения свободы. Нам важно получить результат.
Сегодня никто толком не скажет, сколько предпринимателей находятся в тюрьмах. При этом их можно разделить на две части: на тех, кто находится под арестом, и тех, кто уже осужден. Поэтому задача номер один – посчитать, сколько предпринимателей находятся в местах лишения свободы.
Также наша цель обратить внимание заключенных бизнесменов на постановления пленума Верховного суда, которые четко разъясняют, в каких случаях предприниматель может быть упрятан за решетку, а в каких – нет. На практике мы видим, что в России немало случаев игнорирования постановлений суда на региональном уровне.
Длительный период времени мы пытались решать данные вопросы фактически в ручном режиме. Были единичные случаи побед, когда удавалось изменить меру пресечения — на сегодняшний день мы помогли только 10 предпринимателям. Поэтому мы внедрили специальную систему, которая мобилизует региональную работу уполномоченных во взаимодействии с Общественными наблюдательными комиссиями (ОНК) и адвокатскими палатами. Всю статистику мы соберем и передадим уполномоченному по защите прав предпринимателей РФ Борису Титову, который доведет ее до надзорных ведомств, в частности, до генпрокуратуры.
ПАСМИ: Сколько заявок уже принято?
— Пока точных данных нет. Сейчас речь идет о сотнях. Вчера за день поступило порядка 600 заявок. В конечном итоге речь будет идти о тысячах.
ПАСМИ: Как планируете работать с заявлениями, которые поступили? Есть ли у вас штат юристов?
— Штата юристов нет. Нам помогают активные предприниматели из адвокатского сообщества. За счет автоматизации заявок мы видим ситуацию по каждому предпринимателю сразу на 70%. В дальнейшем заявки отписываются региональным омбудсменам. С ними были проведены вебинары, на которых им разъяснили, как действовать в тех или иных случаях.
На данный момент порядка десяти адвокатов согласились быть нашими экспертами. Пока же основную «лямку» тянет адвокат Дмитрий Григориади. Сейчас у него в обработке порядка 70 заявок.
ПАСМИ: Предприниматели из каких отраслей бизнеса к вам обращаются чаще? Есть ли такая статистика?
— Большое количество представителей из строительной отрасли. Также это подрядчики по госконтрактам. Достаточно много юридических компаний, а также компаний, завязанных на владении землей и недвижимостью.
ПАСМИ: Много ли арестов представителей крупного бизнеса?
— Такие бизнесмены обращаются к нам не часто, поскольку эти компании имеют свои службы от безопасности до пиара. Они защищаются преимущественно сами, обращаясь к бизнес-омбудсмену только в случае, когда все остальные механизмы не сработали.
ПАСМИ: Представителям малого бизнеса хватает знаний, как действовать в ситуации, когда их арестовали? Каковы их ошибки?
— Одни и те же ошибки, конечно, есть. Особенно по 291 статье УК РФ «дача взятки должностному лицу» случаи участились. Мы призываем, не попадаться на различного рода «разводы», не связываться с так называемыми «решалами».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале