«Хочешь, чтобы дело повернулось? Заноси полмиллиона»
Бывший начальник ГСУ МВД РФ по Новосибирской области управления Сергей Шило покинул свой пост еще в июле, но следователи, работавшие под его началом, продолжают действовать по старой схеме. И под давлением может оказаться не только обвиняемый, но и потерпевший.
Кто спускает дело на тормозах?
Конфликт между чиновником Александром Рыбаком и его племянником Сергеем Мамичевым с одной стороны и бывшими партнерами по бизнесу — Вадимом Солдатенковым и Сергеем Гигиным с другой, разгорелся два с половиной года назад. Тогда при проверке хозяйственной деятельности двух совместных фирм по техническому обслуживанию автомобилей ООО ОТО «Новосибирск» и ООО «ПИК» Солдатенков и Гигин недосчитались более 25 миллионов рублей и написали заявление в полицию. По мнению предпринимателей, деньги были похищены их компаньонами.
За это время в, казалось бы, очевидном деле сменилось четыре следователя. Сейчас за восстановление событий взялась целая следственная группа во главе с Евгенией Дмухой, известной по делу предпринимателя Сергея Павлова. Именно она в конце прошлого года настояла на заключении пожилого предпринимателя под стражу, несмотря на состояние здоровья бизнесмена и отсутствие доказательств его виновности. То есть получается, что в деле Павлова, где минимум фактов, говорящих о причастности предпринимателя, Евгения Дмуха форсировала события, а в этом деле, где очевидно есть преступление, наоборот, тормозит расследование.
Полмиллиона – сейчас, полмиллиона – потом
По словам Мамичева, им самим предлагали повернуть уголовное дело против потерпевших. Однако как утверждает Сергей, предложением он не воспользовался, и теперь страдает не меньше потерпевших.
«Завели уголовное дело, — описывает ситуацию Мамичев. – Я ходил на все допросы, говорил: переведите меня уже в статус подозреваемого, направляйте в суд. Нет. Потом выяснилось, я разговаривал с одним сотрудником полиции. Он мне говорит: «Сергей, хочешь, чтобы это дело повернулось против них? Заноси сейчас полмиллиона, потом еще полмиллиона». Я отказался, и тогда меня начали «гонять» ровно по той схеме, что он описывал».
Высокопоставленный дядя Мамичева, казалось бы, не должен допускать такого подхода к делу, где фигурирует его племянник. Но ведь допустил он продажу газовых сетей Новосибирска кипрским компаниям, «сделка» проходила в то время, когда Рыбак занимал пост начальник городского комитета по энергетике. Сам Рыбак заявил журналисту ПАСМИ, что не знает никаких зарубежных компаний. Но
О вымогательстве взятки тоже никто не заявлял.
Потерпевший приравнивается к подозреваемому
Легко заметить в этом деле массу нарушений, не формальных, а ключевых, влияющих на исход. То следователь Борис Ковалевский пытался устроить свидетелю Вадиму Солдатенкову двойной допрос без адвоката, то за дело принимался полицейский в должности исполняющего обязанности следователя (такая должность нам, к слову, встречается впервые). Кроме того, в марте этого года по ходатайству Бориса Ковалевского судья Центрального районного суда Мария Шишкина вынесла постановление об обыске в домах Вадима Солдатенкова и Сергея Гигина только не как у свидетеля и представителя потерпевшего, а как у подозреваемых.
«Судья несет полную ответственность за достоверность принимаемых решений, — рассказывает адвокат потерпевшего Елена Белоусова. – В данном случае судья без проверки назвала в своем постановлении Гигина и Солдатенкова «подозреваемыми». Ситуация усугубилась тем, что в условиях систематического нарушения прав Солдатенкова и Гигина правоохранительными органами по данному уголовному делу председатель Центрального районного суда Новосибирска к обращению Гигина по указанному поводу отнеслась формально, надуманно сославшись на то, что обращение относится к апелляционному обжалованию».
Председатель Новосибирского областного суда Римма Шатовкина не усмотрела каких-либо нарушений в действиях своих подчиненных.
Два договора
По словам Сергея Мамичева, разлад у партнеров произошел во время подписания двух договоров в марте 2014 года. По соглашению сторон, Рыбак и его племянник получали весь бизнес по техосмотрам, а взамен он продавал свою долю в другом бизнесе – ГК «СибАссист».
«Была компания, и я ее выкупил, — описывает мартовскую ситуацию Александр Рыбак.- Я им продал ГК «СибАссист», они мне продали ОТО «Новосибирск» и «ПИК». Зарегистрирована эта сделка не была, так как мы были давно знакомы. Просто хлопнули по рукам и всё».
Никаких чеков или заверений нотариуса. Как человек, который не один год занимался предпринимательской деятельностью, мог совершить две крупные сделки просто на словах? Вадим Солдатенков утверждает, что свои денежные обязательства перед семейством Рыбак он выполнил, а оппоненты наоборот – не заплатив ни копейки, попросту перевезли оборудование и стали получать прибыль за счет фирм-двойников.
На чьей стороне ГСУ МВД РФ По Новосибирской области?
Изъять собственное имущество Солдатенкову мешают бюрократические препоны, которые создает само же следствие. Несмотря на то, что Солдатенков лично видел, что стенды техосмотра продолжают работать, принося доход иным лицам, полиция утверждает, что оборудование находится на хранении у ведомства. Показать его полицейские, правда, не могут. Сдвинуть расследование этого уголовного дела с мертвой точки не помогают ни десятки ходатайств, ни такое же внушительное количество жалоб. В чьих интересах следствие буквально топит потерпевшего в бумагах и изменится ли ситуация с приходом нового руководителя ГСУ, остается открытым вопросом.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале