Как МВД «уничтожает» бизнесменов в Новосибирске
Череда дел, возбужденных подчиненными руководителя ГУ МВД России по Новосибирской области Юрия Стерликова, переросла в громкие скандалы. Следователи объявляют мошенниками крупных предпринимателей региона, требуют пять миллионов рублей за «консультации» и попадают в СИЗО по подозрению в вымогательстве взятки. При этом руководитель ГСУ не принимает никаких мер и даже на личных встречах не слышит жалоб бизнесменов о незаконном уголовном преследовании, а лишь усиливает давление. Прокуроры утверждают обвинительные заключения, дела идут в суд, а бизнес рушится. Журналисты ПАСМИ пытаются разобраться, что это — коррупция, некомпетентность или профессионализм правоохранителей?
Случайность или система
В одной только отрасли строительства имеется как минимум три примера давления на предпринимателей посредством уголовного преследования, которые вызвали резонанс в бизнес-сообществе. Во всех случаях решения утверждались руководителем Главного следственного управления Сергеем Шило или заместителем начальника ГСУ ГУ МВД РФ по Новосибирской области Сергеем Шевчиком и были подписаны заместителем прокурора Новосибирской области Андреем Турбиным. В двух случаях даже следователь был один и тот же. Но он теперь за решеткой, сейчас его задачи выполняют коллеги.
История первая. Под угрозой миллиардные проекты
В Центральном районном суде сейчас идут слушания по громкому делу о мошенничестве. Новосибирский девелопер Евгений Грибов обвиняется в хищении 111 миллионов рублей. По версии следствия, предприниматель купил у завода «Электроагрегат» здание, а деньги за него так и не отдал. Сделка состоялась при участии двух физических лиц: Анатолия Цоя и Романа Редько, привлеченных через ООО «Национальное агентство сохранения бизнеса» председателем совета директоров ОАО «Электроагрегат» Александром Одинцом. Редько и Цою была передана сумма в 100 миллионов рублей. Но на расчетный счет компании эти деньги так и не поступили. Факт передачи средств подтверждается многими аргументами, но именно Грибов должен почему-то доказывать, что он не мошенник.
Уголовные дела по одному и тому же составу в отношении бизнесмена Грибова возбуждались и закрывались несколько раз. Спустя три года, старший следователь СЧ ГСУ ГУ МВД России по Новосибирской области Евгения Бузникова все-таки «затащила» дело в суд.
Арбитражный суд уже не единожды признал Грибова правым в данной ситуации. Но следователь отказывалась приобщать решения судов к делу.
Очень интересный факт, характеризующий потерпевших и фигурантов дела — Редько и Цой осуждены за незаконную банковскую деятельность, а Одинец является подсудимым по статье мошенничество.
Редько и Цой единогласно заявляют: они не знали о том, что бумаги на продажу здания настоящие, а не проект, как они думали, поэтому и подписали все еще до получения денег. То есть документ, на котором стоят печати, подписи, которому присвоен номер и прописаны все необходимые данные, на самом деле документом не является. Это проект.
Личный прием у руководства
Не каждый, к сожалению, может попасть на личный прием к руководству Управления МВД РФ по Новосибирской области. Крупному бизнесмену Грибову это удалось, он встречался с начальником следственного управления ГУ МВД по Новосибирской области Сергеем Шило и его подчиненным, начальником отдела следственной части Максимом Рыжковым. На свои вопросы Грибов получил неожиданные ответы. ПАСМИ публикует расшифровку фрагментов этой беседы.
Евгений Грибов: «Выводы об участии Грибова и его роли в участии в сделках договора купли-продажи делались не на основе конкретных документов, а на всей совокупности, полученных в ходе следствия доказательств». Это экономическое преступление, как на документы не ссылаться?
Максим Рыжков: В том числе и предыдущие сделки, которые вы пытались заключить, да? Соответственно, мы говорим о том, что соответственно.
Евгений Грибов: Кроме того, Вы говорите о том, что решения арбитражных судов противоречат друг другу. Только то решение, на которое Вы ссылаетесь, отменили. Оно не вступило в силу.
Максим Рыжков: Поэтому мы и не руководствуемся решениями арбитражных судов. А собранными по уголовному делу доказательствами .
Евгений Грибов: Какими?
Максим Рыжков: Сейчас такая стадия, мы свое процессуальное решение приняли. Поэтому состязательность сторон в суде, если прокуратура согласится с нашим решением, все выяснит.
Евгений Грибов: Почему полное игнорирование письменных доказательств? Вывод напрашивается только один. Если у Вас есть третий вариант, Вы мне скажите. Первый — это низкая квалификация следователей, второй-заинтересованность.
Сергей Шило: Хорошо, Евгений Владимирович, мы Вас услышали.
Евгений Грибов является генеральным директором ГК «Новоград», которая сейчас выступает главным застройщиком шестимиллиардного проекта комплекса «Снежная миля». Проблемы по проекту у Грибова были еще на стадии выдачи мэрией Новосибирска разрешения на строительство. Их предприниматель преодолел, но дальше появилась полиция, и началось трехлетнее давление на бизнес, ни на какие переговоры со следствием Грибов не шел, а продолжал уверенно строительство. Однако после неожиданного обвинения в феврале 2016 года и направления дела в суд у бизнесмена начались уже серьезные проблемы. Такой процессуальный поворот повлиял не лучшим образом на партнеров-инвесторов, поставив под угрозу миллиардный проект.
История вторая. Наказание за отказ дачи взятки
Герой второй истории, предприниматель Сергей Павлов не ожидал, что госзаказ на строительство берегоукрепительных сооружений обернется для него уголовным делом. Директор и учредитель ООО «РИТЦ» около десяти лет занимался возведением водных конструкций. Неожиданно на фирму посыпались проверки. Павлов оказался чист, многочисленные ревизоры так и не выявили существенных нарушений.
Внезапно на предпринимателя заводят уголовное дело. Его возбуждают на основании показаний — один из инженеров города посчитал, что в сооружении меньше камня, чем положено. В начале расследования появились недочеты в части проведенных экспертиз. Сам заказчик никаких претензий к Павлову не имел и о нанесенном ущербе не заявлял.
Через месяц после начала следствия следователь капитан Владимир Герасюк предложил Сергею Павлову «решить все вопросы с делом» за 5 миллионов рублей. После категорического отказа сумма взятки снизилась до 2,5 миллионов. Но вместо того, чтобы покупать свою невиновность, уверенный в собственной правоте Павлов обратился в УФСБ по Новосибирской области. Оперативники органов безопасности провели задержание с поличным. В отношении полицейского было возбуждено уголовное дело, которое переквалифициров али со статьи «получение взятки» на мошенничество. Оказалось, формально, как часто бывает, дело Павлова передали другому следователю, так что Герасюк, оказалось, уже не имел возможности повлиять на исход, а значит, это уже не взятка. Интересно, что на первом заседании, когда Сергей Павлов должен был выступить в качестве потерпевшего по делу о «взятке» следователю, его неожиданно для всех взяли под стражу. В итоге на суде потерпевший оказался в одной клетке с подсудимым.
Владимир Герасюк на суде открыто говорил о том, что просил у Павлова не взятку, а плату за юридическую консультацию. По словам Герасюка, дело Павлова «не имело судебной перспективы, и в любом случае было бы прекращено».
Сейчас дело передано в СЧ ГСУ МВД РФ по Новосибирской области. 65-летний Сергей Павлов по сей день остается за решеткой, следователь Евгения Дмуха просит суд продлить ему арест на основании того, что Павлов якобы не осуществлял предпринимательс кую деятельность. В итоге бизнес Павлова фактически заблокирован, а с рынка строительства водных сооружений убрали крупного игрока.
История третья. Дела-близнецы
Прочитав историю Сергея Павлова на сайте ПАСМИ, Алена Стецурина, супруга директора ООО «СК «Лайтек» Дениса Стецурина, была поражена схожестью его ситуации с тем, что сейчас происходит с ее семьей. Вот выдержки из ее письма в редакцию:
«Мой муж, равно как и герой статьи, арестован по подозрению в совершении мошенничества, равно как и герой вашей статьи, он являлся генеральным подрядчиком, которого, в целях уклонения от окончательного расчета и проведения двойного закрытия по уже исполненному компанией мужа объема работ, арестовали. Арестовали накануне заседания в арбитражном суде, где должны были быть представлены доказательства исполнения договора компанией мужа. И это при том, что он в течение семи месяцев являлся в правоохранительные органы, давал необходимые пояснения, представлял документы в ОБЭПиПК, обращался в прокуратуру и ФСБ за защитой своих прав.
Читая статью, я думала, что написанное один в один с тем, что доводится мне переживать сегодня. Даже фамилия следователя одна и та же. Капитан Владимир Герасюк, следователь отдела полиции №10 «Советский», также был в составе следственной группы, которая занималась делом моего мужа».
Для работы над этим делом следователя Владимира Герасюка командировали в ГСУ, чаще всего Герасюк занимался делами предпринимателей , бизнес которых после уголовного преследования владельцев уже не восстанавливался . На суде Герасюк рассказал, что одну из компаний, фигурировавшую в уголовном деле, он даже предлагал купить Павлову. Подробностей этого дела он не вспомнил.
«В настоящий момент компания мужа находится на стадии банкротства. И все в рамках закона… С молчаливого согласия надзирающих органов», — пишет супруга обвиненного предпринимателя.
P.S.
В своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин отметил, что коррупция – одно из главных препятствий для развития страны. Так же он отметил, что «83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале