Титов рассказал о работе по ослаблению незаконного преследования предпринимателей
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил изменить статью «мошенничество» и привлечь специалистов по экономике к расследованию уголовных дел, возбужденных в отношении предпринимателей.
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» 18 февраля прошла пресс-конференция уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, посвященная вопросам незаконного уголовного преследования бизнесменов.
Как подчеркнул сам омбудсмен, эта тема продолжает оставаться очень острой. «Уголовное право используется для того, чтобы «довлеть». Чаще всего преследование используется в рамках бизнес конфликтов или рейдерства, реже — при корыстной заинтересованности правоохранительных органов. Мы потеряли статью 159.4 УК «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», позволявшую смягчать наказание для предпринимателей», — сказал он.
Следственные органы сохраняют репрессивный настрой
Омбудсмен скептически оценил ситуацию в России. «Проблема не в отсутствии идей — проблема в том, что ничего не решается. Причем это относится и к системным изменениям, и к частным вопросам», — заметил Борис Титов. К настоящему времени, по словам Бориса Титова, отмечено 964 обращения с жалобами на преследования бизнеса правоохранительными органами. При этом, с сожалением отметил омбудсмен, особо крупными успехами в противодействии преследованиям он похвастаться не может — уголовные дела были прекращены в 25 случаях, в 7 случаях был отменен приговор.
«Прокуратура серьезно помогает нам в нашей работе, но у следственных органов сохраняется репрессивный настрой», — подчеркнул он. При этом работа по каждому делу, как уточнил Борис Титов, занимает месяцы, а иногда и годы. Для того, чтобы иметь возможность сортировать эти дела и отсекать случаи, явно неподходящие под незаконные преследования (когда сам бизнесмен «заигрался» с деньгами дольщиков или задолжал банку), по словам бизнес-омбудсмена, был организован Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». «Теперь мы хотя бы твердо знаем — кому помогать, кому нет», — заметил Борис Титов.
Маятник качнулся в обратную сторону
Сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров посетовал, что ситуацию с преследованиями бизнесменов «переломить не удается».
«Наша задача — проверить нет ли здесь сведения счетов, рейдерства. Если нет, то мы говорим Уполномоченному, что это обращение нужно брать в работу», — сказал он.
По словам Андрея Назарова, за последние годы ситуация с защитой прав предпринимателей кардинально менялась. «Сначала маятник качнулся в одну сторону — и были введены поправки о том, что возбуждение уголовного дела по уклонению от налогов возможно только после заключения от налогового органа, а по ст. 159 УК («Мошенничество») — только по заявлению потерпевшего. Потом маятник качнулся в обратную сторону — была отменена ст. 159.4, появилась возможность возбудить дело по налоговой недоимке по решению следователя, а дело о мошенничестве — без заявления потерпевшего, в случае если потерпевшим было государство», — подчеркнул сопредседатель Центра общественных процедур.
По его словам, ст. 159 УК «мошенничество» «как была дубинкой по отношению к предпринимателям», так и осталась» — из почти 1000 обращений в Центр за четыре года его работы, преследования по этой статье были отмечены в 447 случаях — т. е. почти в 50% обращений. При этом, в 90% случаев помещение предпринимателя в СИЗО имело целью отодвинуть его от активов. Еще одним симптомом «качания маятника» стал рост числа арестованных предпринимателей — за два года оно выросло с 4 до 6 тысяч. «Чаще всего это делается для того, чтобы отнять бизнес или добиться подписи на показаниях о вине», — заявил Андрей Назаров. В качестве иллюстрации к своим словам он рассказал о нескольких случаях, с которыми столкнулся центр.
Воровства денег дольщиков не было
Наиболее известным из них стало дело бывшего строительного магната Сергея Полонского. Борис Титов, также рассказавший об этом деле, отметил, что, хотя у Полонского был хаос в делах и плохой менеджмент, воровства денег дольщиков у него не было. «Четыре проведенные экспертизы документов установили, что Сергей Полонский вкладывал личные средства в строительство объектов «Русская ривьера» и «Кутузовская миля». Причем в проект «Русская ривьера» бизнесмен вложил больше денег, чем внесли все дольщики. Застройщиком комплекса «Кутузовская миля» стало ЗАО ФЦСР. Именно оно несет ответственность по возведению здания и, согласно мировому соглашению, просуженному в арбитражном суде, гарантирует выполнение обязательств перед дольщиками. Со вторым проектом – аналогичная ситуация. Держать его в СИЗО неразумно и несправедливо», — – заключил бизнес-омбудсмен. «Пока будет существовать статья 159 УК, подобная ситуация будет сохраняться», — мрачно заключил Андрей Назаров.
Специалистов по бизнесу – в ряды следователей
В качестве мер, которые позволяют преодолеть давление на предпринимателей, Борис Титов предложил перенести ст. 159 в другую главу и изменить ее концепцию.
«Мы предлагаем ввести вместо ст. 159 ст. 179.1 «Умышленное невыполнение хозяйственного договора, повлекшее серьезные последствия», чтобы было невозможно возбудить в этом случае уголовное дело как по мошенничеству. Кроме того, мы предлагаем, чтобы дела по этой статье могли бы возбуждать специалисты, а не полицейские с улицы, люди, знающие экономику и бизнес, и у них должна быть серьезная антикоррупционная борьба. Нужно сосредоточить это в одном следственном управлении, либо создать специализированный орган, типа Gvardia Finansierre при Министерстве финансов. Мы также полагаем, что прокуратура должна иметь право не соглашаться с изменением меры пресечения для предпринимателя на арест, если он не убегает, и не стремится давить на свидетелей», — заявил бизнес-омбудсмен.
Диалог возможен
Отвечая на вопрос «Первого антикоррупционного СМИ» о его отношении к предложению президента Владимира Путина о создании переговорной площадки между бизнес-сообществом и правоохранительными органами под эгидой Администрации президента, Борис Титов отметил, что первоначально это была идея РСПП, и он рад, что к ней смогли подключиться остальные бизнес-сообщества.
«Чем больше площадок — тем лучше. Сейчас силовики ходят на свои совещания в Кремль и докладывают, что все бизнесмены — жулики. А сейчас, когда будут встречаться представители бизнес-сообщества и силовиков, может быть наладится какой-то диалог. Если эта рабочая группа расширит возможности для взаимодействия с правоохранительными органами — это будет эффективно», — сказал бизнес-омбудсмен.
Борис Титов поделился и успехами в борьбе за права малого бизнеса. Он отметил, что благодаря его активности региональные прокуратуры активно возбуждают дела против государственных органов, задерживающих платежи бизнесменам за выполненные услуги. «Так, была погашена задолженность в размере 36 миллионов рублей, которая была у подрядчиков строительства космодрома «Восточный» перед субподрядчиками», — рассказал Борис Титов.
Снос ларьков можно оспаривать
Не был забыт и вопрос со сносом киосков и торговых центров в Москве. По итогам юридической экспертизы, проведенной после сноса самостроя в столице, ситуация «неоднозначно в пользу Москвы», заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей. «По закону самостроем можно назвать те объекты, на которые нет документов, а на эти постройки документы есть. Их можно оспаривать, но они есть», — сказал омбудсмен, заметив, что считает странным такой метод борьбы с бизнесом, оставляющий во время кризиса без работы многих людей. По его мнению, московские власти могли бы компенсировать снесенные павильоны эквивалентными торговыми площадями для арендаторов.
Борис Титов рассказал, что ему в ходе переговоров с чиновниками мэрии удалось договориться об отмене демонтажа подземных торговых павильонов в переходах метро. «Сначала планировалось так — снесут первую партию павильонов, реконструируют, продадут право аренды на аукционах, а потом будут сносить вторую. Но тут оказалось, что хотели уже начать снос второй партии. Удалось договориться, чтобы снос отложили до момента проведения аукционов», — подчеркнул омбудсмен.
Среди вопросов, поднимавшихся на конференции, был и вопрос о новой «партии предпринимателей», с которой Титов готов идти на выборы. «Название новой партии будет не «Правое дело». Это название мне нравится, я сам его придумал, но нельзя влезать в те же штаны второй раз. В партии будут сильные региональные организации — в регионах люди должны давать деньги и получать за это определенные права», — сказал он. В настоящее время о названии партии идет дискуссия, окончательное решение будет принято на съезде, который состоится 29 февраля.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале