ОНФ проверит перелеты челябинских чиновников бизнес-классом
22 октября губернатор Челябинской области Борис Дубровский выступил на форуме малого бизнеса в Уфе. Поскольку прямых авиарейсов из Челябинска до Уфы нет, председатель областного правительства летел с пересадкой в Москве. Онлайн-бронирование оценивает стоимость такого перелета первым, самым дорогим, классом в семь с лишним тысяч рублей в зависимости от времени суток. Как показывают квитанции оплаты, полученные редакцией ПАСМИ, в реальности на эти цели списываются гораздо большие суммы, ежеквартально они доходят до двух миллионов рублей. Общероссийский народный фронт проверит неземные траты чиновников.
Авиабилеты челябинским начальникам уже год оформляют и заказывают не личные секретари, а частное туристическое агентство «ПерсонаТур»: на всех квитанциях оплаты стоят печати и подписи менеджера этой фирмы Марии Семичастной. Отношения Правительства Челябинской области и этой коммерческой организации официальны, их контракт отражен на сайте госзакупок и продлевается каждые два месяца. Сейчас действует декабрьский – на два миллиона. Всё это могло бы остаться незамеченным и даже сойти за желание чиновников сэкономить время своих подчиненных, если бы не вызывала вопросов стоимость организованных «ПерсонаТур» командировочных перелетов, в разы превышающая рыночную.
Билет бизнес-класса Челябинск-Москва при заказе за неделю до вылета стоит в среднем двадцать тысяч рублей. Минимальная стоимость авиабилета (эконом-класс) и вовсе – полторы тысячи (предложение авиакомпании «S7»). Перелет же вице-губернатора Челябинской области, экс-сенатора Совета Федерации Руслана Гаттарова стабильно обходится государству в 78 тысяч рублей, а летает в столицу заместитель губернатора часто, несколько раз в месяц – и, как правило, по выходным.
Интересно, какие мероприятия проводит в Москве замгубернатора в субботу и воскресенье. Чтобы выяснить это, ПАСМИ направит Руслану Гаттарову соответствующий запрос.
— Это очень большая политическая ошибка челябинских властей, — считает известный политолог Аббас Галлямов. — У них будут огромные проблемы с ОНФ, а для губернаторов это прямой путь к отставке. Я знаю, что многие депутаты Госдумы, наоборот, пересели на эконом-класс, потому что сейчас главный тренд – аскетизм, снижение бюджетных расходов. А тут так грубо подставиться: покупать авиабилет за семьдесят восемь тысяч рублей, когда средняя зарплата по твоей области – двадцать-двадцать пять. Это крайне недальновидно, челябинские начальники поплатятся за это на выборах в 2016 году.
Аббас Галлямов добавил, что в рейтинге регионов с самой слабой электоральной позицией властей, который два месяца назад проводил Институт развития избирательной системы, Челябинская область уже вошла в число первых трех.
— Если чиновник летит в командировку, то она должна быть оформлена соответствующим образом, — говорит депутат Госдумы и координатор Центра общественного мониторинга ОНФ Михаил Старшинов. – Я летаю на основании Закона «О статусе членов Совета Федерации и Государственной Думы». Там все очень четко прописано, все транспортные расходы сенаторов и депутатов. У региональных и муниципальных чиновников ситуация иная. Что бы там ни было, проект «Честные закупки» работает, этим вопросом мы займемся после получения официального обращения.
Несмотря на то, что правила обеспечения деятельности сенаторов и депутатов прописаны в упомянутом депутатом законе, они, тем не менее, не являются достаточно четкими, так как не регламентируют допустимую стоимость транспортных расходов, а лишь гарантирует полную их компенсацию из госбюджета: «Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право на внеочередное получение проездных документов на воздушный, железнодорожный, водный транспорт, а также на автобусы междугородных сообщений с последующим возмещением их стоимости соответствующим организациям за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 настоящего Федерального закона».
Таким образом, член Совета Федерации, например, действительно может получать компенсацию самых дорогих билетов. Но здесь появляется этическая сторона вопроса: не совестно ли слуге народа в кресле за 78 тысяч?
ПАСМИ писало ранее, что коррупция в Челябинской области охватывает почти всю бюджетную сферу — от строительства социальных объектов до медицины. К примеру, в сфере закупки лекарственных средств практически монопольное положение занимает «Государственная аптека» АО «Областной аптечный склад», и цены даже на жизненно важные лекарства оказываются непомерно завышенными. Деятельность АО «ОАС» так комментировал Владимир Путин: «В Челябинской области стоимость одного лота в результате вмешательства антимонопольной службы снизилась, прошу внимания, в 100 раз!»
Коррупционные скандалы сотрясают Челябинскую уже область много лет, и Борис Дубровский лишь принял эту эстафету. Однако за немалый срок его службы на посту губернатора — почти два года – проблемная ситуация не изменилась и, судя по проверкам ПАСМИ (в том числе касательно непомерно больших трат на авиаперелеты), продолжает ухудшаться.
Евгения Нарецкая
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале