Жизненно важные лекарства и миллионная коррупция в Челябинской области
Госзакупки – та сфера, коррупция в которой процветает больше, чем где-либо еще. Самые «лакомые» госзакупки — в строительстве. Как уже писало ПАСМИ, именно в строительстве чаще всего работают фирмы, так или иначе аффилированные главам субъектов. В случае с экс-губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко самые крупные госзаказы отдавались компаниям, связанным с детьми губернатора. Похожая ситуация и в Челябинской области. Только помимо строительства скандалами обрастает еще и система закупок в медицине. Причем в зоне риска закупки жизненно важных дорогостоящих препаратов.
В Челябинской области есть своя специфика, поскольку большая часть областных денег идет на лекарства от рака. Так объемы закупок лекарства Базнифульф превышают аналогичные показатели одного из крупнейших регионов страны — Московской области. При этом средняя цена закупки составляет 65 тысяч рублей за упаковку, в то время, как в интернет-аптеках при желании можно найти это лекарство и за 55 тысяч, но челябинские чиновники, конечно, могут объяснить, что в сети продаются остатки препарата по старым ценам.
Вызывает недоумение тот факт, что в Челябинской области практически монопольное положение в сфере закупки лекарственных средств занимает «Государственная аптека» АО «Областной аптечный склад». Эта фирма, полностью принадлежит региональному министерству промышленности и природных ресурсов, в этом году она участвовала почти в 19 тысячах аукционов на закупку лекарств и победила в 14 тысячах. Таким образом, почти 40 аукционов в день выигрывает эта фирма. И это при том, что к каждым торгам нужно подготовить соответствующие бумаги.
Правда, деятельность АО «ОАС» сопряжена со многими неприятными историями и даже трагическими событиями. В 2009 году директор Челябинского фонда медстрахования Валерий Некрасов был убит после того, как снизил цену на закупку лекарства в 100 раз.
Незадолго до трагедии АО «ОАС» попало в центр внимания на самом высоком уровне. О его деятельности заговорил президент Владимир Путин. На совещании, посвященном стратегии развития фармацевтической промышленности, глава государства потребовал, чтобы конкурсы проходили честно и цены снижались. Путин привел в пример историю с закупками препарата Филграстим в Челябинской области.
«Есть и вообще анекдотичные примеры. Было бы смешно, если бы не было так грустно. В Челябинской области, например, стоимость одного лота в результате вмешательства антимонопольной службы снизилась, прошу внимания, в 100 раз! У нас же получается, что поставщики лекарств, пользуясь преимуществами нечестной конкуренции, демонстрируют чудеса экономической эффективности, задирают цены и извлекают ничем не обоснованные сверхприбыли», — сказал тогда Путин.
После вмешательства президента АО «ОАС» выразил готовность поставлять жизненно важное лекарство по 80 рублей за флакон, а вскоре и производитель из Москвы обозначил цену в 46 рублей. И дело не только во внимании государства, поскольку лекарственный рынок во всем мире имеет тенденцию к удешевлению старых лекарств. И это логично, ведь на смену им приходят новые препараты. Однако складывается впечатление, что в Челябинской области рыночные правила не действуют. И даже борьба с коррупцией, якобы усилившаяся с приходом нового губернатора, не могла помешать тому, что цены на лекарства только растут.
Анализ проходивших в этом году тендеров на закупку Филграстима показывает, что поручение президента, которое он дал еще в 2009 году, не исполняется. Так цена Филграстима, закупленного в 2014-2015 году, лежит в диапазоне от 10 до 11 тысяч рублей. А есть пример закупки Филграстим номер 5 почти за 12 тысяч рублей.
Тогда как в других случаях тот же Филграстим номер 5 оказывается на 10 процентов дешевле.
Таким образом, колебания в цене одного препарата, закупаемого челябинскими властями, достигают 10 процентов. Если учесть, что на закупку лекарств из областного бюджета выделяется 6 миллиардов рублей, то эти скачки цен представляют собой весьма внушительную сумму. И очевидно, что вовсе не о такой экономии бюджетных средств говорил президент еще в 2009 году.
Да, в то время Борис Дубровский еще не был губернатором Челябинской области, но почти за два года, прошедшие с момента его вступления в должность, он просто обязан был разобраться в ситуации.
Впрочем ситуация в сфере закупки лекарств является лишь эпизодом в череде коррупционных скандалов, сотрясающих Челябинскую область в последнее время. Достаточно вспомнить нашумевшую на федеральном уровне историю с вице-губернатором Иваном Сеничевым, которого директор одной из охранных фирм обвинил в вымогательстве двух внедорожников.
Но замешанными в странных схемах оказались не только подчиненные Дубровского, но и сам губернатор. По данным базы «Контур-Фокус», губернатор числится учредителем в семи коммерческих организациях. Одна из них — фирма «Челябстройкомплект», которая в этом году получила ряд государственных заказов на 378,7 млн рублей, в том числе на строительство горно-лыжного курорта.
В центре внимания журналистов оказался и сын Дубровского — Александр Борисович. Его имя связано с целой группой предприятий из холдинга «Синай-групп», близкого к главе региона.
Таким образом, коррупция в Челябинской области охватывает почти всю бюджетную сферу — от строительства социальных объектов до медицины.
В то время как правоохранительные и надзорные органы не обращают внимания на сложившуюся ситуацию, набирает обороты скандал с экс-сенатором Совета Федерации РФ Константином Цыбко. Дело против него начинает разваливаться уже в суде. При этом следствие ставит себе в заслугу то, что вскрыта коррупция на столь высоком уровне, не утруждаясь собрать доказательную базу. Видимо, лучи славы от расследования громких дел в отношении сенатора Цыбко и вице губернатора Сандакова не дают правоохранителем рассмотреть сегодняшнюю коррупцию.
Сергей Шаров
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале