Анна Палагина: Малый и средний бизнес на пути развития
Палагина Анна Николаевна, директор Департамента по защите малого и среднего бизнеса Торгово – Промышленной Палаты Российской Федерации, не понаслышке знает о том, как устроен малый бизнес снаружи и внутри. В интервью для ПАСМИ Анна Николаевна рассказала о перспективах малого и среднего бизнеса, а также дала несколько практических советов начинающим предпринимателям.
— Анна Николаевна, в обществе бытует мнение, что зарегистрировать собственный бизнес довольно проблематично, какие есть преграды и пути их преодоления при создании бизнеса?
— Сегодня ситуация с регистрацией предпринимательской деятельности достаточно стабильная. Работа с обращениями предпринимателей позволяет говорить об этом конкретно, опираясь на примеры. Сама процедура значительно упрощена, законодательно установленный срок – 5 дней. Для отдельных видов введен уведомительный порядок начала ведения предпринимательской деятельности.
Да, по опросам некоторых регионов мы знаем, что бывают ситуации, когда налоговые органы более тщательно подходят к проверке юридических адресов, но этому есть обоснование.
В случае нарушения сроков регистрации, без законодательно обоснованных причин, предприниматель может обратиться в надзорные органы, которыми сегодня ведется серьезный мониторинг данной сферы.
Мой личный опыт регистрации фирм также говорит, что проблема сильно преувеличенна.
— А как обстоит ситуация с главным вопросом: «Где взять финансовые ресурсы для начала собственного дела?»
— Во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы поддержки предпринимательства, с возможностью софинансирования из федерального бюджета. Существуют уникальные банковские продукты, к сожалению, их количество в масштабах страны незначительно.
Например, в Ростовской области ОАО КБ «Центр-Инвест» дает 300 тысяч рублей для начала своего дела, без залога и поручительства, на основании решения экспертного совета, состоящего из успешных предпринимателей региона. Основное в этом процесс – бизнес-план предпринимателя.
— А в чем состоит задача экспертного совета?
— Всесторонняя оценка проекта. Когда я работала в Ростове-на-Дону профессором кафедры предпринимательства, ко мне приходили студенты со своими бизнес-планами. Если они были реалистичны, я рекомендовала им подать заявление на его рассмотрение. Еще лучше, когда дипломная работа студента совпадает с его бизнес-планом, и человек, получая диплом экономиста, открывает собственное дело, получая при этом стартовый капитал от банка.
Так вот, смысл экспертизы в том, что комплексная оценка позволяет минимизировать риски банка.
Эффективное развитие бизнеса возможно только путем институциональных преобразований, которые государство не спешит реализовывать.
— Как Вы относитесь к налогообложению для начинающих предпринимателей?
— С первых дней, начинающий предприниматель работает на таких же условиях, как и состоявшийся бизнесмен. У нас нет особого налогообложения для этой категории, но моя позиция однозначна – льготные режимы должны существовать.
Эффективное развитие бизнеса возможно только путем институциональных преобразований, которые государство не спешит реализовывать. Этот вопрос озвучивался представителями бизнес – сообщества на встрече с президентом РФ. И, возможно, рассмотрение этого вопроса получит продолжение. Опасения государственных органов по поводу введения таких льгот совершенно понятны.
Если мы сегодня введем на законодательном уровне, условно говоря, освобождение от налогообложения на период до трех лет, безусловно, предприниматели будут всегда находиться в этом периоде. Но, при существующем уровне развития информационных технологий, этот механизм вполне можно реализовать.
— Какое у Вас мнение насчет социально — страховых взносов?
— Повышение взносов повлекло массовое уничтожение малого бизнеса, особенно, бизнеса самозанятых лиц. Я считаю это ошибка, которая была допущена. Когда большое количество предпринимателей выходило на рынок, планируя, условно, платить в год 16 тысяч рублей, а потом эта цифра была увеличена в два раза, конечно для людей это было ударом.
— А как бороться с рейдерскими захватами?
— У нас за последний период времени рассмотрено 118 жалоб, и каждая из них — уникальна, где-то жалобы подтверждаются, но в большинстве случаев ответ отрицательный. Человек так устроен психологически, что когда неудачи касаются его бизнеса, он ищет причины не всегда в себе.
Прокурорская проверка, проведенная по нашей инициативе, установила факт незаконного пользования имуществом, было возбуждено уголовное дело. А полиция отказывала.
— В тех ситуациях, которые подтверждаются, как бороться?
— Есть соответствующие органы. Вот конкретный случай, который на уме, на лицо был рейдерский захват, который осуществлялся при попустительстве органов внутренних дел. Прокурорская проверка, проведенная по нашей инициативе, установила факт незаконного пользования имуществом, было возбуждено уголовное дело. А полиция отказывала.
Недопущение подобных ситуаций возможно, только при слаженной работе правоохранительных и надзорных органов.
Если спор имеет признаки хозяйственного, мы рекомендуем обращаться в арбитражные или третейские суды.
Эффективный способ защиты своего бизнеса возможен путем вступления в бизнес-ассоциации, союзы, объединения, где есть прозрачные правила, деловая этика и прочее. Если не готовы вступать, тогда защищайтесь самостоятельно.
Один из механизмов — обращение в нашу структуру: департамент по защите малого и среднего бизнеса ТПП РФ, который, по сути, является рабочим аппаратом общественного представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ В.П. Ермакова. В сферу компетенции общественного представителя Уполномоченного входит рассмотрение жалоб от субъектов малого и среднего предпринимательства.
— А если человек не знает о Вас? И ему не куда обратиться?
— Пусть знает. Читает газеты, пусть ваше издание смотрит, посещает интернет-порталы. Как он собирается бизнесом заниматься, ничего не зная?
Но мой уровень грамотности – это моя проблема, то есть я занимаюсь бизнесом, я должен прочитать хотя бы Гражданский кодекс, где написано, что предприниматель на свой страх и риск осуществляет свою предпринимательскую деятельность.
— Вы же ведь понимаете, что сейчас довольно много таких людей?
— Вы знаете, да. У нас уровень грамотности очень низкий, и среди молодежи в том числе. Но мой уровень грамотности – это моя проблема, то есть я занимаюсь бизнесом, я должен прочитать хотя бы Гражданский кодекс, где написано, что предприниматель на свой страх и риск осуществляет свою предпринимательскую деятельность.
Мой риск состоит в том, что я прочитаю на одну книгу больше, чем мой сосед. Мне нужно будет знать предпринимательское право, и всякий раз вползая в какие-то конфликтные ситуации, тебе приходиться знакомиться с разными процессами: банкротства, защиты, с контрольно – надзорными функциями проверяющих органов.
Я даю все эти знания своим ученикам, мы показываем, с какими органами государственной машины им придется взаимодействовать. В США, кстати, все так же. Любой предприниматель знает две вещи: что он умрет, и что его проверят, и ему придётся заплатить налоги. Нравятся они ему или нет, пусть определяется на начальном этапе.
Если предпринимателя проверили необоснованно, он вправе оспорить это, более того, если проверка проведена с нарушением процедур, есть 100% основания для отмены ее результата.
— Как бороться с коррупцией в контрольно – надзорных органах? Они могут придраться к чему захотят?
— Они не могут просто так прийти, начальник не может ничего просто так выписать, у него есть положение. Ситуация в последние годы значительно улучшилась. Если предпринимателя проверили необоснованно, он вправе оспорить это, более того, если проверка проведена с нарушением процедур, есть 100% основания для отмены ее результата. Приходится это все проходить, но вы бизнесом решили заняться, а не просто играть в бирюльки, это серьезное дело. Вот человек выпускает продукцию, и делает это в антисанитарных условиях, вы хотите угоститься такой продукцией? Я — нет. Потому что это ваша жизнь и здоровье, зависящие от качества работы бизнесмена.
— Вы как педагог осознаете проблему подготовки кадров, какой есть выход для решения этой проблемы?
— Кадровый дефицит довольно разноплановый и делится на различные проблемы: демографическую, проблема заработных плат, квалификации. Предприниматели сегодня разные, каждый о своем говорит. Представители крупного бизнеса говорят о недостаточности подготовки персонала по техническим дисциплинам, что затрудняет развитие бизнеса, представители малого, начинающего бизнеса говорят о том, что на начальном этапе не могут предложить достойный уровень заработной платы, соответственно, и специалист будет таким же.
Я вижу тут другую проблему — отсутствует популяризация, почетность, важность предпринимательства в стране, оно приводит к тому, что люди, которые приходят на учебную скамью, не хотят стать предпринимателями. Многие выбирают профессию из принципов стабильности и обеспеченности, а предпринимательство — это несколько другое, это моя потребность самостоятельно определять свою жизнь и строить свою карьеру так, чтобы моя финансовая независимость была зависима только от меня.
Понимаете, большинство людей хотят закрыть свой кабинет в 6 часов и идти спокойно домой, и прекрасно проводить время, не думая о работе, а бизнесмены — они всегда на работе, в переговорах, в принятиях решений, иногда рабочий день бывает 24 часа, это нужно любить. Путь предпринимателя не усыпан розами.
Занимаясь бизнесом, он должен понимать, что ему нужно каждый день учиться, он должен быть лучше своего бухгалтера, быть более высокой квалификации, чем его юрист.
— Возможно ли обучить предпринимательству?
— Предпринимательству как таковому научить нельзя, но дать человеку, у которого есть потенциал, некий набор базовых знаний, который его сориентирует вполне. Занимаясь бизнесом, он должен понимать, что ему нужно каждый день учиться, он должен быть лучше своего бухгалтера, быть более высокой квалификации, чем его юрист.
— Получается бизнесмену надо быть всем?
— Да, ему нужно быть всем, это человек оркестр. Принимая на работу финансиста, он должен понимать, что план счетов он не должен знать, но азы обязательно, чтобы понимать уровень того, кого он берет, а не после того, как ему налоговая инспекция насчитает многомиллионный штраф.
Малый бизнес в России развивается.
— Как Вы оцениваете развитие малого и среднего бизнеса?
— Малый бизнес в России развивается. Если говорить о ключевых базовых параметрах, то они общеизвестны. Если нас сравнивать с развитыми странами Европы и Северной Америки, то конечно мы выглядим несколько иначе, но этому есть объективные причины.
— Какие?
— Во – первых, сама история российского предпринимательства гораздо короче, мы только недавно отмечали 5 лет существования этой профессии.
Во – вторых, много психологических предпосылок. Общество еще не сформировало оценочную категорию предпринимателя со знаком плюс, к сожалению. Профессия не стала популярной, почетной. Есть также некие инерционные сопротивления развитию предпринимательства, естественно, малый и средний бизнес — это наиболее не защищенная категория, которая работает на территории муниципальных образований, и все прелести успеха и неудач работы всех структур, и в том числе государственных и муниципальных органов власти, испытывает на себе.
Законодательство наше развивается, модернизируется, но естественно мы же развиваемся, не слепо копируя опыты зарубежных стран. Мы пытаемся выстраивать, то законодательство, которое было бы комфортно для российского предпринимателя.
Естественно, иногда мы совершаем те шаги, которые в жизни не оправдываются, но если говорит в целом, потенциал для развития предпринимательства огромный.
Интервью подготовил Юрий Аракелян
Читайте также:
История успеха молодых предпринимателей: докажи миру, что ты крут!
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале