Одна из двух извечных бед
Все мы, почти с рождения знаем — наша страна самая большая в мире. Она — как живое существо, со своими взлетами, падениями, проблемами и мечтами. И, как у любого существа, у нее есть жизненно важные органы — в первую очередь это кровеносная система. В масштабах государства ее роль выполняют дороги, как железные, так и обычные. И если с железными дорогами особых проблем нет, то вот обычные — издавна являются предметом для шуток и даже серьезного беспокойства.
В России насчитывается больше миллиона километров дорог — это почти в три раза больше, чем от Земли до Луны. Дорог федерального значения — заметно меньше — всего 50 тысяч. Сколько километров не нуждаются в ремонте — точно не скажет никто.
Самую большую нагрузку испытывают городские дороги. Шутка ли, всего за десять лет — в период с 2000 по 2010 год, количество автомобилей выросло в 2 раза: с 20 млн до 40 млн и продолжает расти. Такие темпы не могли не сказаться на состоянии дорожного полотна. И если для Москвы или Санкт-Петербурга вопрос не столь острый, то для регионов это насущная проблема, которая иногда серьезно сказывается на местной экономике. При этом, как уверяют федеральные власти, денег на ремонт выделяется достаточно — проблемы на местах.
В принципе, все это общеизвестная и легкодоступная информация, поэтому, когда к нам обратилась инициативная группа самарских водителей с просьбой помочь разобраться — почему же в Самаре плохие дороги, мы не особенно и удивились. Проблема распространенная, и город на Волге далеко не одинок в борьбе с ней. Однако к просьбам о помощи «ПАСМИ» всегда относится серьезно.
Самара — административный центр Самарской области. Крупный экономический, транспортный, научно-образовательный и культурный центр. Население: 1,2 млн. человек. Одни из символов города — это самая длинная в России набережная и самое высокое здание вокзала в Европе. В 2018 году Самара примет матчи Чемпионата мира по футболу.
В первые же минуты работы с темой стало понятно — проблема куда серьезней, чем казалось. Первый же и самый элементарный запрос в любом поисковике по словам «дороги Самары» выдавал несколько сотен тысяч картинок, глядя на которые можно представить масштаб бедствия. Интересно, что средства на ремонт выделяются с завидной регулярностью, а первой строчкой в предвыборной кампании любого кандидата в самарские мэры, как правило является: «Я починю дороги».
В этом году дорожная обстановка обострилась настолько, что обычно пассивные к политическим и общественным инициативам жители составили петицию к президенту с прямой просьбой «Построить дороги в Самаре». Что удивительно — всего за несколько недель петиция набрала почти 50 тысяч голосов (обычно на сбор требуемых 100 тысяч дается год — прим. Ред.) Это может свидетельствовать только об одном — проблема действительно есть, и она очень серьезна.
Еще один примечательный факт — средства на ремонт выделяются ежегодно. И объем их все время увеличивается, к примеру только на 2013 год на ремонт дорог областной столицы будет направлено около полутора миллиардов рублей. Однако ям и колдобин пока меньше не становится. Наоборот — по самарским дорогам передвигаться становится просто опасно. Так, по результатам проверки, прокуратура промышленного района Самары, в котором проживает 276 тысяч человек выяснила, что «покрытие всей проезжей части дорог, улиц, тротуаров Промышленного района имеет просадку, выбоины, иные повреждения. Повреждения зачастую имеют размеры, значения которых подходят к критическим значениям (15 х 60 х 5 см), затрудняют движение транспортных средств».
По факту проверки уже подано несколько заявлений в суд с требованием обязать муниципальное предприятие «Благоустройство», и администрацию Самары устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и провести ремонт на наиболее аварийных участках дорог.
В то же время жители Самары, да и некоторые чиновники и предприниматели, уверены — основная причина неудовлетворительного качества дорожной сети — неэффективное расходование средств. А в некоторых случаях, так называемый откат может составлять больше половины стоимости всех работ.
Редакция «Первого Антикоррупционного» решила досконально разобраться с проблемой. В ближайшее время мы запускаем серию специальных репортажей, в которых постараемся понять, что происходит с самарскими дорогами, и как, а главное куда, уходят средства на их ремонт и строительство, а также проследить, как муниципальные предприятия города во главе с администрацией собираются устранять все выявленные нарушения.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале