Прокурор Краснова против следователей Бастрыкина: как на Ямале ищут пропавший миллиард
Сомнительные инвестиции в резиденцию экс-губернатора Кобылкина заинтересовали местный надзор
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Нецелевое расходование миллиарда бюджетных рублей в ЯНАО вновь станет предметом проверки окружного управления СКР. Предназначенные на развитие науки деньги ушли на обустройство турбазы, которую для своих нужд облюбовал бывший глава региона, экс-министр, а ныне депутат Госдумы Дмитрий Кобылкин, но местные подчиненные Александра Бастрыкина не замечают этого нарушения уже четвертый год. Прекратить волокиту пытались в центральном аппарате СКР, но региональные следователи проигнорировали федеральное руководство, а теперь повлиять на них пытается новый прокурор ЯНАО Виктор Эпп.
История о пропаже почти 1 млрд рублей, выделенного из федерального бюджета на развитие научной деятельности в ЯНАО, стала предметом внимания ПАСМИ в 2018 году, когда в рубрику «Сообщить о коррупции» обратился местный инженер Виктор Гузь. Он обнаружил, что почти половина федеральной субсидии ушла на турбазу “Варчато”, которую называли загородным поместьем экс-губернатора Дмитрия Кобылкина. Деньгами из “научного” транша расплатились с компанией «АСВТехСтрой» за реконструкцию резиденции.
Активист передал договоры оплаты услуг подрядчика в СУ СКР по ЯНАО и побывал на личном приеме у руководителя управления Андрея Егорова, но возбуждать дело ямальские следователи отказались. Тогда Гузь подключил к проверке Главное следственное управление СКР. Однако, из ГСУ материалы спустили вниз, и 2021-м дело вновь замяли на региональном уровне.
Новая метла
Последнее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам нецелевого расходования научной субсидии Виктор Гузь получил в октябре 2021 года. Проверку проводил старший следователь салехардского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Ямало-Ненецкому автономном округу Петр Оглуздин, который уже выносил отказные постановления в 2020 году. Эти постановление признали правомерными как непосредственный начальник Оглуздина — глава МРСО Семен Леонов, так и руководитель регионального управления СКР Андрей Егоров.
Они в курсе:
— прокурор ЯНАО Виктор Эпп
— руководитель СУ СКР по ЯНАО Андрей Егоров
— глава УФСБ по Тюменской области Игорь Николаев
Виктор Гузь с этими выводами не согласился и добился личного приема у нового прокурора ЯНАО Виктора Эппа — он был назначен в марте текущего года. Встреча состоялась 22 ноября, и ее итоги не заставили себя ждать. В надзорном органе оперативно провели проверку сообщения заявителя и, судя по всему, нашли подтверждения его доводам: 3 декабря заместитель прокурора ЯНАО Дмитрий Разуваев отменил отказное постановление Оглуздина о возбуждении уголовного дела.
“Данное постановление является незаконным и необоснованным, так как проверка проведена неполно, не установлены имеющие существенное значение обстоятельства”, — отметил зампрокурора.
Инновации под вопросом
В ходе проверки надзора было установлено, что “научный миллиард” Ямало-Ненецкий автономный округ получил из федерального бюджета в 2010 году. Действовавший на тот момент директор департамента по науке и инновациям ЯНАО Геннадий Деттер по договору о целевом использовании перевел субсидию в размере 995,5 млн. рублей в некоммерческую организацию «Региональный инвестиционно-инновационный фонд «Ямал», учрежденную правительством округа. Следить за расходованием средств после ушедшего в отставку Деттера должен был его преемник Алексей Титовский.
По условиям договора, направлять деньги можно было только на развитие образования и науки, проведение научных исследований, а также на поддержку предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Однако, по факту РИИФ «Ямал» в период с 2010 по 2015 годы профинансировал реконструкцию туристической базы на озере «Варчато» под предлогом ее якобы инновационной деятельности.
“Вместе с тем (следствием) не установлено, на основании каких критериев деятельность по строительству и реконструкции туристической базы на озере «Варчато» отнесена к категории инновационной деятельности”, — указал Дмитрий Разуваев.
Кроме того, зампрокурора ЯНАО отметил, что в окружном управлении СКР не установили, какой именно вид и объем работ был произведен за счет средств субсидии. Неизвестно также, кто осуществлял сдачу и приемку работ по реконструкции резиденции.
С учетом этих обстоятельств, прокуратура ЯНАО приняла решение о необходимости проведения дополнительной проверки. Надзор предписал следствию устранить выявленные нарушения закона, а после этого принять законное процессуальное решение.
Неприкасаемый фигурант
По мнению Виктора Гузя, объективным решением по данному вопросу должно быть возбуждение уголовного дела в отношении всех чиновников, которые принимали решения по выделению средств и обязаны были осуществлять контроль за их расходованием.
Сейчас в материалах проверки следствия фигурируют только два человека — бывшие директора научного департамента ЯНАО Геннадий Деттер и Алексей Титовский. Однако, Гузь указывает, что распоряжение о передаче денег из регионального бюджета в некоммерческий фонд подписал экс-губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— директор ФСБ Александр Бортников
Кобылкин также является наиболее вероятным бенефициаром реконструкции элитной базы отдыха на озере Варчато — ее на Ямале считали неофициальной резиденцией экс-губернатора. Объект находится в сотне километров от Салехарда — фактически в приполярной тундре, поэтому использовать ее для массового туризма попросту невозможно. Источники в округе рассказывали, что Дмитрий Кобылкин в бытность главой региона систематически привозил туда высокопоставленных гостей для проведения переговоров.
Из отдельных актов работ, выполненных в резиденции, известно, что лишь строительство бани обошлось в 30 млн рублей, а тротуарная плитка на улице — в 14 млн. Кроме того, база оснащена собственным причалом, топливным хранилищем и часовней. Немалые средства, судя по всему, ушли и на внутреннее обустройство — в имении разбит зимний сад, установлен крытый бассейн и дизайнерская мебель известных брендов.
В 2018 году, на старте следственной проверки, Кобылкин пошел на повышение — его назначили министром экологии РФ. В 2020 без объяснения причин Кобылкин был отправлен в отставку президентом Владимиром Путиным, и стал заместителем секретаря Генерального совета партии «Единая Россия». А в сентябре 2021 он был избран в Госдуму, где занимает пост председателя комитета по экологии.
Статус именно этого фигуранта истории с исчезнувшим миллиардом, как предполагает Виктор Гузь, и может причиной “слепоты” окружного следствия.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и правоохранителей — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Ненужный миллиард: как глава Счетной палаты Ямала жену проверял
- Не трогать Кобылкина, не слушать Бастрыкина: на Ямале не хотят искать бюджетный миллиард
- Договорился с Путиным, Михельсоном и Сечиным: за что выгнали из правительства министра Кобылкина
- В поисках миллиарда: траты на резиденцию Кобылкина проверит новый зам Бастрыкина