Правовой
центр
Сообщить
о коррупции
Правовой
центр
Сообщить
о коррупции
Правовой
центр
Сообщить
о коррупции

От миллионов к миллиарду: как вывести госактивы и подставить стрелочника

Тайные повелители ростовских дорожников и банкротные схемы местных олигархов

Банкротство муниципального ростовского предприятия могло быть организовано специально для вывода госимущества и средств более чем на миллиард рублей. Подробности сделок и имена предполагаемых бенефициаров, среди которыхблизкая к главе региона семья олигархов, раскрыл бывший сотрудник дорожного управления, которого сделали “козлом отпущения” в одной из операций. Обвинение в растрате изобилует явными нестыковками, но следователей это не смущает. О том, что стоит за банальным делом о краже автошин, — в материале ПАСМИ.

В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился экс-сотрудник ростовского ОАО «Дорожное ремонтно-строительное управление» Роман Хрусталев. В ДРСУ Хрусталев проработал около 10 лет, вырос из рядового рабочего в начальника участка механизации. А после увольнения его обвинили в присвоении партии автошин стоимостью 4 млн рублей. Однако, сам бывший дорожник утверждает, что сделка по приобретению этого товара якобы была ширмой для отмывания средств через предприятие. И не исключено, что подобные схемы носили систематический характер.

Без лишних вопросов

История, которая позднее легла в основу уголовного дела в отношении экс-начальника участка механизации ОАО «ДРСУ», произошла в конце 2018 года. По словам Романа Хрусталева, руководство дорожного управления попросило его прикрыть операцию по “обналичке” денег. Схема выглядела следующим образом: бухгалтерия подготовила документы на приобретение партии автомобильных шин стоимостью 4 млн рублей, хотя на самом деле этого товара не существовало, “покупка” производилась через подконтрольную фирму, а в ДРСУ всю резину затем должны были списать до конца года. Как рассказал Хрусталев, в этой “бизнес-постановке” от него потребовали подписать документы и не задавать лишних вопросов.

“Я подписал пачку документов, куда входили бухгалтерские накладные о перечислении средств за шины, а также требования о выдаче всей партии резины. Покупка осуществлялась через компанию «Лорри Пойнтс», — это давний партнер ДРСУ, через него было осуществлено множество сделок”, — рассказал Роман Хрусталев. 

По его словам, после подписания документов никакого товара в   «Лорри Пойнтс» он якобы не получал, а в дальнейшем ему стало известно, что данная партия резины, которая, согласно документам, весила около 20 тонн, была списана с предприятия в течение четырех дней

“Я прекрасно понимал, что меня использовали, чтобы оформить документы для перечисления  денег из ДРСУ без факта поставки товара. Но я не хотел потерять работу и побоялся отказать”, — пояснил бывший сотрудник дорожного управления. 

Настоящий начальник

Собеседник ПАСМИ утверждает, что с просьбой подписать документы к нему якобы обратилась замдиректора ОАО «ДРСУ» по финансовым вопросам Ксения Кушнарева, которая пояснила, что эта “операция” была согласована с “настоящим” владельцем компании Евгением Узденовым и ее фактическим руководителем Алексеем Рыльковым

Хрусталев пояснил, что  первый заместитель директора «ДРСУ» Рыльков на самом деле единолично осуществлял руководство предприятием. Финансовыми вопросами занималась Кушнарева — родная сестра его жены. А Александр Ражин, который де-юре занимал пост гендиректора, просто выполнял функции главного инженера. Эту версию подтверждает и сам Ражин, ставший впоследствии фигурантом уголовного дела. Он дал показания, что  пост гендиректора дорожного управления занимал по просьбе бизнесмена Евгения Узденова, а фактически предприятием руководил Рыльков. 

Хрусталев также утверждает, что учредитель управления — Департамент имущественно-земельных отношений администрации Ростова-на-Дону (ДИЗО) — тоже играл роль номинала.  

“Формально учредителем “ДРСУ” является ДИЗО. Но какое отношение к дорожному управлению имеет городская администрация, никто из работников никогда не понимал, поскольку ДРСУ подчинялось Евгению Узденову — сыну известного в Ростове олигарха Али Узденова. Рыльков же был ставленником Узденовых в ростовской группе дорожно-строительных компаний, частью которых являлось ДРСУ”, —  пояснил Хрусталев.

По его словам, в эту группу входили три организации: муниципальное ОАО «ДРСУ» и две частные фирмы  — ООО «ДРСУ Юг» и ООО «ТД Южный». Все три предприятия были зарегистрированы и работали по одному адресу — Ростов-на-Дону, Кировский проспект, 89. Частными компаниями, располагающимися в этом офисе,  семейство руководило открыто — ранее Евгений Узденов был учредителем дорожного управления «Юг» и торгового дома  “Южный”, однако после того как у предприятий начались финансовые трудности, официально из управления сын олигарха вышел.  Что касается, ОАО «ДРСУ», то связь Узденовых с этим муниципальным обществом была завуалирована, утверждает собеседник редакции. 

“Организации «ДРСУ Юг», «Торговый дом Южный» и “ДРСУ” использовали общую технику и общих сотрудников. Причем, основной персонал, как и я, был оформлен в муниципальном “ДРСУ” и получал зарплату из бюджета, но работы мы выполняли по всем трем фирмам, в зависимости от того, куда пошлет Алексей Рыльков. Причем Рыльков не скрывал на планерках, что сам он получает указания от Евгения Узденова”, —  пояснил Роман Хрусталев. 

Дело за долги 

Что касается истории с резиной, она аукнулась Хрусталеву спустя примерно год после оформления сделки, когда в ОАО “ДРСУ” перестали выплачивать зарплату рабочим, а затем началась процедура банкротства. При этом в числе кредиторов дорожного управления были родители Романа Хрусталева, которым предприятие не выплатило около 1 млн рублей за аренду транспортных средств.  

К тому моменту Хрусталев уже уволился из муниципального дорожного управления  по собственному желанию, но представители  службы безопасности ДРСУ напомнили ему о делах минувших дней.

Как утверждает Хрусталев, ему предложили уговорить родителей отказаться от кредитных требований к ДРСУ, а в случае отказа пообещали “уголовные” проблемы. На предложенные условия бывший сотрудник не согласился,  и в январе 2020 года в следственном управлении УМВД по городу Ростов-на-Дону в отношении Хрусталева завели уголовное дело по ч.4 ст.160 УК РФ — “Присвоение”.  

“Это дело — показательная для других кредиторов ДРСУ расправа, чтобы они даже не пробовали взимать долги с банкротящегося муниципального предприятия”, — уверен Хрусталев.

Логические нестыковки

По версии следствия, в конце ноября 2018 года Хрусталев, находясь на территории ООО «Лорри Пойнтс», получил товарно-материальные ценности на общую сумму около 4 млн рублей. Затем, как следует из постановления о привлечении в качестве обвиняемого, Роман Хрусталев  присвоил себе товар и распорядился им по своему усмотрению. 

Адвокат Хрусталева Владимир Чесноков полагает, что обвинение не подтверждается фактическими данными. 

“Хрусталев являлся работником среднего звена, который не обладал функциями лица, отвечающего за финансово-хозяйственную деятельность, то есть, он не имел права подписывать счета и банковские документы, связанные с осуществлением платежей с расчетного счета предприятия ОАО «ДРСУ». Эти факты подтвердила приобщенная к делу судебная экспертиза”, — подчеркнул адвокат. 

Также защитник обратил внимание на то, что версия следствия неоднократно менялась. Сначала Хрусталев якобы получил резину по доверенности, которой нет в материалах дела. Затем была выдвинута гипотеза, что Хрусталев завладел печатью ДРСУ и сам подготовил часть документов, хотя для передачи печати должен быть отдельный приказ, которого также нет в материалах дела. 

Они в курсе:
— губернатор Ростовской области Василий Голубев
— прокурор Ростовской области Роман Прасков
— глава УФСБ Ростовской области Олег Южаков
— руководитель СУ СКР Ростовской области Аслан Хуаде
— начальник ГУ МВД по Ростовской области Олег Агарков

“В итоге, на сегодняшний день следствие утверждает, что Хрусталев прибыл к поставщику лично, и сам без доверенности получил авторезину,  сам загрузил 223 автошины весом свыше 20 тонн в неустановленный следствием автотранспорт и вывез в неустановленное место”, — заметил Владимир Чесноков.

По мнению защитника, о возможной фиктивности сделки ДРСУ с ООО «Лорри Пойнтс» говорит также несоответствие изъятых в дорожном управлении документов нормам закона. Так, в бумагах не указан номер договора между покупателем и продавцом, на основании которого осуществлялась сделка, отсутствует заявка на приобретение резины, также не указаны сведения о транспортировке.

Однако, следствие не обращает внимания на данные обстоятельства. По версии Романа Хрусталева, в городском УМВД осознанно игнорируют его показания, поскольку они выводят на семью Узденовых, которую считают тесно связанной с губернатором Ростовской области Василием Голубевым.

Справка ПАСМИ:
Али Узденов с 1998 по 2008 занимал руководящие посты в ростовских “дочках” Газпрома, с 2016 по настоящее время —  старший вице-президент АФК «Система». По данным региональных СМИ, Узденов является одним из самых влиятельных в регионе людей и находится в хороших отношениях с губернатором Ростовской области Василием Голубевым. Вместе они занимаются сохранением дикой природы, запускают производство экологических проектов, награждают футболистов и летают на одном вертолете, а их сыновья — Евгений Узденов и Алексей Голубев ведут общий бизнес. 

Откровения на миллиард 

Более того, по мнению Романа Хрусталева, сделка с «Лорри Пойнтс» на 4 млн, скорее всего, лишь малая часть тех схем, которые использовались для выведения денег и других активов из муниципального предприятия.

Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— директор ФСБ Александр Бортников
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— глава МВД Владимир Колокольцев

В частности, Хрусталеву известно о предположительно незаконном отчуждении земли  стоимостью около 1 млрд рублей, которая находилась в распоряжении ростовского дорожного управления. Эта история, как указал Хрусталев, якобы неоднократно упоминалась “реальным директором” ДРСУ Алексеем Рыльковым во время алкогольных застолий с сотрудниками.   

“Как я понял, была создана фиктивная задолженность ОАО «ДРСУ» перед фирмой «ДРСУ Юг”, в результате чего земельный участок в центре города площадью около 7 гектаров, на котором располагалась производственная база ДРСУ, был реализован с торгов по искусственно заниженной стоимости в пользу «ДРСУ Юг» — якобы в счет погашения долга”, — рассказал Хрусталев.

В настоящее время, по информации собеседника редакции, на данной территории строится жилой комплекс.

Несостоявшееся перемирие 

Кроме того, Роман Хрусталев обратил внимание на еще один момент. В 2020 году, когда он начал давать следствию показания о предполагаемом выводе земель, на связь с ним вышел   начальник службы безопасности ОАО “ДРСУ” Игорь Зыков, который ранее работал в региональном УМВД. От имени “неформального” руководства предприятия Зыков якобы обещал Хрусталеву материальную компенсацию за то, чтобы он перестал раскрывать следствию данные о “внутренней кухне” дорожного управления.

Эти разговоры Хрусталев записал на диктофон, сейчас они приобщены к материалам его уголовного дела. 

Фрагмент расшифровки разговора:
Зыков: Вот родителям миллион, понятно, это долг ДРСУ, оно как было, так и осталось. Теперь твоя компенсация какая?
Хрусталев:  Мне надо подумать, взвесить все.
Зыков: Я не торгуюсь, я представляю интересы ты понял кого.
Хрусталев: Это не просто так, на пустом возбудили уголовное дело, вы же это прекрасно знаете.
Зыков: Возбудили уголовное дело, потому что был состав.
Хрусталев:  Состав составил кто-то из вас… Просто вы взяли обналичили, а я страдаю.

В марте 2021 года о заявление о возможном преступлении руководства и бенефициаров ОАО “ДРСУ” в отношении муниципального имущества города Ростова-на-Дону Роман Хрусталев отправил на имя директора ФСБ Александра Бортникова и председателя СКР Александра Бастрыкина. Ответа на обращение еще не поступало. 

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях правоохранителей и чиновников в Ростовской области — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

Пропавшие миллиарды Миллера: как в регионах разворовывают национальное достояние

Коррупционные скандалы в газовой госкорпорации от Арашуковых до наших дней

Loading...
Loading...