Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Тайные решения и противоречивая Фемида — как в Оренбурге строят дорогу к взяткам

Сговор чиновников и судей позволяет объявить самостроем сотни домов

Снести свой дом или заплатить чиновникам — перед таким выбором могут оказаться сотни жителей Оренбурга. Причина — в решении администрации 12-летней давности о запрете на строительство в зоне прокладки магистрали. Администрация осознанно скрывает факт, что данный документ не имеет правовой силы, а суды встают на сторону чиновников.  Примером стала история жительницы города, которая  отказалась давать представителям мэрии взятку 15 млн рублей, после чего ее дом признали незаконным и ее саму отправили в тюрьму. 

За делом Юлии Рыжевской ПАСМИ следит с прошлого года. Женщина получила четыре года колонии за то, что якобы самовольно возвела дом в зоне, предназначенной для строительства автомагистрали,  и обманным путем продала в нем доли другим собственникам, нанеся им материальный вред. Однако, гражданский муж Рыжевской — Александр Ткаченко — уверен, что обвинение основано на фиктивных доказательствах, представленных в суд Департаментом градостроительства Оренбурга. 

Ткаченко сумел привлечь к этому делу внимание руководителей Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, в результате чего  в январе 2020 года было принято решение об отсрочке наказания для Рыжевской. А в мае в распоряжение семьи попали судебные документы, которые свидетельствуют, что их дом является законной постройкой, тогда как нормативные акты администрации, которая оспаривала этот факт, напротив, незаконны. 

Дела-близнецы

Документы, с помощью которых Юлия и Александр собираются оспорить гражданские и уголовные процессы вокруг их дома по адресу Красногорская, 16, к гражданским супругам попали совершенно случайно.    

“В прошлом месяце мы столкнулись на улице с Еленой Провольской, у которой мы приобрели землю в 2012 году. Речь зашла об уголовном преследовании Юлии, и Провольская была шокирована этой историей. Она заявила, что планы администрации по строительству трассы на этих территориях давно признаны  несостоятельными через суд. Мы начали изучать судебные архивы, и обнаружили, что такое дело, действительно уже было, и его обстоятельства практически полностью идентичны делу моей жены”, — рассказал Александр Ткаченко журналистам ПАСМИ.  

Речь идет о гражданском процессе по иску городской администрации, который проходил в Центральном районном суде Оренбурга в 2010-2011 годах. Мэрия потребовала снести строение, которое располагается на участке по соседству с домом Рыжевской, —  по адресу Красногорская, 16/1.  

Администрация заявила, что этот дом подлежит сносу, так как собственник не получил разрешение на его строительство, хотя был обязан это сделать, поскольку его участок попадает в зону прокладки автомагистрали и ограничен в использовании. В качестве довода администрация привела решение Оренбургского городского Совета от ноября 2008 года, на котором депутаты определили границы зоны, где должна проходить трасса.    

Однако, суд, изучив документы, представленные обеими сторонами этого гражданского спора, в иске администрации отказал. Судья Наиля Сухарева установила, что решение Совета депутатов от 2008 года о выделении зоны под автомагистраль, не имеет силы, поскольку этот нормативный акт не зарегистрирован в Росреестре. 

“Администрация должна была это сделать в течение года после того, как депутаты вынесли решение, но этого не произошло ни в установленный срок, ни после”, — отметили юристы Юлии Рыжевской. 

Таким образом, никаких ограничений на право использования этой земли не было, а следовательно, по нормам Градостроительного кодекса,  собственник мог вести строительство в границах своего участка без каких-либо разрешений. 

После этого процесса все вопросы о законности строительства домов в Оренбурге в зоне незарегистрированной автомагистрали должны были отпасть в силу судебной преюдиции, подчеркнули юристы. 

Но в 2014 году администрация подала аналогичный иск о сносе дома Рыжевской по адресу Красногорская, 16. И на этот раз Оренбургский районный суд встал на сторону чиновников  — судья  Оксана Рафикова признала, что дом противоречит планам строительства трассы. 

“Парадокс этих решений в том, что участки Красногорская,16 и Красногорская,16 /1 изначально имели один и тот же вид использования. Чиновники прекрасно об этом знали, и тем не менее, после того, как суд признал претензии администрации незаконными, она не постеснялись спустя три года выдвинуть их снова”, — заметила Юлия Рыжевская.

Они должны быть в курсе:
— губернатор Оренбургской области Денис Паслер
— председатель Оренбургского областного суда 
Владимир Ушаков

Причину женщина видит в том, что в 2014 году она  отказалась заплатить  15 млн рублей представителям Департамента градостроительства и земельных отношений Оренбурга. По словам собеседницы ПАСМИ, деньги представители мэрии вымогали под угрозой сноса дома. 

“По сути, сегодня оренбургские чиновники могут под таким же предлогом вымогать деньги и у других собственников, дома которых также  находятся в зоне, которую чиновники в 2008 году определили под строительство магистрали, но “забыли” оформить это решение должным образом. На этой территории расположены сотни домовладений, и, возможно, с кого-то эти взятки уже и получены”, — считает муж Юлии Рыжевской.  

Городское братство

При этом спорное здание по адресу Красногорская, 16 в Оренбурге до сих пор не снесено и вокруг него продолжаются судебные баталии.

“После того, как в первой инстанции судья Рафикова признала наш  дом незаконной постройкой, мы пошли в апелляционную и кассационную инстанции. В ответ на мою жену было заведено уголовное дело. Оренбург — город небольшой, и у нас администрация тесно связана с правоохранительными органами”, — поделился своим мнением Александр Ткаченко. 

Его позицию косвенно подтверждают показания свидетелей по делу Рыжевской, которые заявляли о фальсификациях и давлении со стороны правоохранительных органов. В это дело даже лично вмешивался председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Глава СКР  несколько раз требовал проверить законность вынесенных решений и роль должностных лиц в их принятии. Однако, региональные силовики  проигнорировали федеральное руководство.

Ситуация изменилась, когда Юрия Чайку в должности генпрокурора сменил Игорь Краснов, который брал дело Рыжевской под контроль, еще будучи замом Бастрыкина. По данным источников Ткаченко, региональные силовики, испугавшись проверок, перестали оказывать давление на суды, и Рыжевская получила отсрочку отбывания наказания до 2026 года, то есть до достижения ее младшим ребенком возраста 14 лет. 

Впрочем, Александр и Юлия рассчитывают на полный пересмотр всех судебных решений, связанных как со сносом у их дома, так и с обвинением Рыжевской в мошенничестве при строительстве и продаже долей.     

На основании решения суда от 2011 года, который признал требования сноса соседнего дома необоснованными, а документы, предъявленные администрацией, не имеющими силы, Рыжевская и Ткаченко рассчитывают добиться признания их дома законной постройкой.  Тем более сегодня уже известно, что трасса в районе их жилища проходить не будет. 

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и силовиков в Оренбургской области и других регионах — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале