Ложь для министра: как украсть миллионы и замести следы
Две версии одного ремонта в крупнейшем реабилитационном учреждении России
Заявления о коррупции в головном центре реабилитации и курортологии заинтересовали правоохранительные и контрольные органы, а также Министерство здравоохранения. Пытаясь скрыть данные о пропаже 13 миллионов на ремонте здания, администрация центра «нарисовала» разные финансовые отчеты в Федеральное казначейство и в ведомство Михаила Мурашко. А пока эти органы разбираются со старыми нарушениями, от врачей приходят данные о новых злоупотреблениях в научно-лечебном комплексе.
Фиктивные премии, завышение стоимости услуг на госзакупках, махинации с отчетностью по ОМС — информацию о сомнительных схемах нового руководителя «Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии» Анатолия Фесюна бывшие сотрудники медучреждения направили в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» в марте 2020 года.
После публикации обращения в редакцию начали приходить все новые и новые письма от бывших и действующих работников центра. Они рассказали о хищениях оборудования, несоблюдении противоэпидемических требований, а также о «коронавирусной» реконструкции здания, которой нет в планах Минздрава.
Они должны быть в курсе:
— министр здравоохранения Михаил Мурашко
— прокурор Москвы Денис Попов
— глава ГУ МВД по Москве Олег Баранов
Среди авторов обращений — бывший заместитель Фесюна по хозяйственной части, и письмами в редакцию он не ограничивается. Экс-сотрудник НМИЦ собрал и направил в правоохранительные органы информацию о нарушениях, которым сам был свидетелем, а также продолжает аккумулировать сведения от действующих членов коллектива. Промежуточными итогами своей деятельности он поделился с журналистами ПАСМИ.
Неудачно соврамши
«По итогам моих обращений только за последние три месяца отчетную документацию из Центра реабилитации и курортологии запросили Пресненская прокуратура ЦАО Москвы, Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства и Министерство здравоохранения», — рассказал бывший подчиненный Анатолия Фесюна.
По его словам, ждать каких-либо результатов от этих проверок не приходится, так как руководитель центра посылает ревизорам ложные данные, а те не пытаются разобраться в предоставляемой им информации.
В частности, нестыковки вскрылись, когда от Фесюна потребовали отчет о капитальном ремонте двух этажей лечебного комплекса «Юдино», который входит в состав центра курортологии. Согласно информации на сайте госзакупок, контракт на сумму чуть более 27 млн рублей с ООО «ГлобалметКонстракшн» был заключен в августе 2019 года.
Как заявляет бывший зам Фесюна около 13 млн из этой суммы были похищены. Именно столько было перечислено подрядчику за строительные работы, хотя он оставил помещения в состоянии полной разрухи. После этого транша договор расторгли, а ремонт, чтобы прикрыть нарушения, проводили силами персонала лечебного корпуса.
Отчитаться о ситуации с реконструкцией лечебного корпуса Анатолия Фесюна потребовали Федеральное казначейство и Министерство здравоохранения. Информация, которую главврач направил в эти ведомства, мягко говоря, различается. По сути, совпадают только номер закупки и дата заключения контракта.
Версия событий, которую Фесюн представил в Федеральное казначейство в начале марта, схожа с данными портала закупок и информацией бывшего сотрудника центра. Как отмечается в письме, подрядчик — ООО «ГлобалметКонстракшн» в течение 2019 года получил 13 172 626 рублей на основании актов выполненных работ. Эти работы проводились в рамках контракта № 1770404028119000503 от 21 августа 2019 года на общую сумму в 27 020 528 рублей. Однако, 30 декабря 2019 года данный договор был расторгнут по соглашению сторон.
Совсем другую версию Фесюн изложил в отчете о сомнительном ремонте в Юдино, который потребовали в Министерстве здравоохранения. Там руководитель «НМИЦ РК» утверждает, что 21 августа 2019 года «НМИЦ РК» заключило контракт с компанией «ГлобалметКонстракшн» не на 27, а на 13 миллионов. Более того, глава реабилитационного центра заверяет ведомство Михаила Мурашко, что никаких соглашений о расторжении контракта с подрядчиком не заключалось и «ГлобалметКонстракшн» до сих пор исполняет свои обязательства на объекте. При этом, на сайте госзакупок можно обнаружить сведения о том, что данный контракт был исполнен в декабре 2019 года.
«Сопоставляя эти два ответа из „НМИЦ РК“ любой обыватель может сделать вывод о том, что руководство лечебного учреждения врет или руководителю Федерального казначейства Роману Артюхину или министру здравоохранения Михаилу Мурашко, — отметил собеседник ПАСМИ. — В любом из этих случаев Анатолий Фесюн, как глава центра, должен понести ответственность за искажение финансовой отчетности и данных по госзакупкам».
Научные жертвы
Как утверждает экс-сотрудник центра курортологии, история с ремонтом в Юдино — не единственный эпизод, по которому различные сейчас проверяют деятельность Анатолия Фесюна. По его данным, правоохранительные органы запрашивают у главврача отчеты по расходам на «Испытательный центр», который занимается научными разработками в области медицинской реабилитации и курортологии.
По сведениям собеседника редакции, часть средств из 20 млн рублей, выделенных на работу центра в 2019 году по госзаданию, ушла не по целевому направлению.
«Выделенные из госбюджета деньги тратились на выплаты сотрудникам, приближенным к директору „НМИЦ РК“ и не имеющим никакого отношения к персоналу испытательного центра. Понятно, информации об этом не было в регулярном отчете Минздраву, направленном в феврале 2020 года. А теперь, когда после моих запросов эта тема всплыла на поверхность, Фесюн сделал крайним директора испытательного центра Ивана Николаева», — рассказал о событиях последних дней бывших сотрудник реабилитационной здравницы.
По данным собеседника ПАСМИ, в мае руководство НМИЦ потребовало от Николаева отчет о расходовании средств, за которые Фесюн уже отрапортовал перед правительством в феврале. А после этого руководителя испытательного центра вынудили уволиться по надуманным основаниям, чтобы в дальнейшем свалить на него невыполнение госзадания, если проблему замять не удастся.
Как утверждает бывший заместитель Фесюна, выделяемые на науку деньги уходили в неизвестных направлениях и ранее. «Распределение денег, выделенных на научные изыскания, практически невозможно контролировать, потому что люди, принимающие в Минздраве эти отчеты, от науки весьма далеки и не могут адекватно оценивать расходы на проведение исследований», — объяснил он эффективность подобных схем.
Собеседник ПАСМИ отметил, что речь идет о серьезных суммах — Минздрав России ежегодно выделял «НМИЦ РК» порядка 200-300 млн рублей на проведение различных исследований. Эти деньги должны были распределяться между шестью научно-клиническими отделами Центра, расположенными в Москве, Геленджике, Кисловодске, Ессентуках и Железноводске, но дошли до них не в полном объеме. А в марте 2019 года все эти отделы были ликвидированы приказом Анатолия Фесюна в связи с «неэффективностью работы».
«Я надеюсь, что расходы на науку „НМИЦ РК“ станут предметом отдельного расследования. Анатолий Фесюн знает, что я инициатор проверок. В запросах от ведомств присутствует моя фамилия, и она уже вызывает у него бешенство, но я намерен добиться объективной проверки деятельности Фесюна», — обозначил собеседник ПАСМИ свои дальнейшие действия.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в сфере медицины — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале