Чайка признал ошибки: мать двоих детей выйдет из тюрьмы
Уголовное дело за отказ соседке со связями развернули вспять
Генеральная прокуратура вмешалась в резонансное уголовное дело, о котором сообщило PASMI: в Оренбурге женщину с двумя несовершеннолетними детьми отправили за решетку после того, как ее дом приглянулся влиятельной соседке. Законность этого решения не удавалось оспорить в течение двух лет, но после ряда публикаций заместитель Юрия Чайки потребовал отсрочки наказания для заключенной. Одновременно подчиненные Александра Бастрыкина начали повторную проверку данных о служебных правонарушениях региональных правоохранителей, причастных к вынесению обвинительного приговора.
Противоречивая прокуратура
В рубрику PASMI «Сообщить о коррупции» житель Оренбурга Александр Ткаченко обратился в феврале 2019 года : мужчина добивался пересмотра приговора своей гражданской жене Юлии Рыжевской. Собеседник редакции связывал уголовное преследование с тем, что их семья отказалась продать дом владелице соседней гостиницы Марии Терехиной и заплатить взятку в 15 млн рублей чиновникам из городской администрации Оренбурга, вступившим с ней в сговор. После отказа представители мэрии через суд признали уже возведенный объект незаконной постройкой, а несговорчивую собственницу обвинили в мошенничестве за продажу долей в доме. В 2017 году женщину отправили в колонию, хотя она воспитывала двух несовершеннолетних детей.
Жалобы на неправомерность вынесения обвинительного заключения Ткаченко неоднократно направлял в центральные аппараты СК и Генпрокуратуры, по подчиненные Александра Бастрыкина и Юрия Чайки отвечали, что не видят нарушений в уголовном наказании Рыжевской.
Так, в апреле 2019 года заместитель генпрокурора Леонид Коржинек указывал, что законность и обоснованность осуждения Рыжевской подтверждается исследованными в судебных заседаниях доказательствами, и оснований для подачи кассационного представления об отсрочке реального отбывания наказания не имеется.
А 28 мая 2019 года PASMI опубликовало материал о превышении полномочий оренбургских прокуроров в деле Рыжевской. О давлении сотрудников надзорного ведомства журналистам рассказал экс-сотрудник полиции Алексей Астраханкин. В 2017 году участкового вынуждали завести уголовное дело на Юлию Рыжевскую, хотя он не нашел для этого оснований в ходе служебной проверки.
Спустя несколько недель после публикации фрагментов разговора с бывшим сотрудником УМВД «Оренбургское» позиция надзорного ведомства кардинально изменилась: 19 июня Леонид Коржинек внес в судебную коллегию Верховного суда РФ кассационное представление об отсрочке реального отбывания наказания для Рыжевской до 2026 года, когда ее младший сын достигнет 14-летнего возраста.
«Я рад, что в генпрокуратуре пересмотрели свою позицию, — поделился своим мнением Александр Ткаченко. — Российская судебная практика показывает, что в подобных случаях Верховный суд всегда соглашается с позицией генеральной прокуратуры, и значит моя жена скоро выйдет на свободу. Но я не остановлюсь пока мы не добьемся оправдательного приговора: Юля не виновна, а те, кто фальсифицировал доказательства против нее должны понести ответственность».
Вторая попытка Бастрыкина
По данным PASMI, должностные лица, причастные к организации уголовного преследования матери двоих детей из Оренбурга, были выявлены еще в марте 2019 года.
Дело в том, что глава СКР Александр Бастрыкин сразу после первых публикаций в СМИ о деле Рыжевской, потребовал от регионального управления проверить законность вынесения приговора и вынести оценку действиям должностных лиц. В ходе расследования серьезные вопросы возникли к областной прокуратуре и следователям из МВД.
О промежуточных итогах проверки Ткаченко узнал от ее исполнителя — следователя оренбургского управления СКР Сергея Новоселова.
Так, было выявлено, что следователь СУ МВД России «Оренбургское» Татьяна Амирова, которая вела уголовное дело, проигнорировала тот факт, что Рыжевская не знала о запрете регистрационных действий, когда продавала доли в своем доме. А это значит, что умысла на обман покупателей у нее не было.
Также Новоселов установил, что из материалов уголовного дела при передаче в суд исчез ключевой протокол с опросом свидетеля, который подтверждал, что уведомление о запрете регистрационных действий пришло на адрес, по которому Рыжевская не проживала. Кроме того, одна из заявительниц рассказала, что Амирова оказывала на нее давление при даче показаний.
Признаки превышения полномочий Новоселов обнаружил в действиях сотрудников городской прокуратуры Оренбурга, возглавляемой Андреем Жугиным. Именно сотрудники надзорного органы требовали от участкового возбудить уголовное дело на Рыжевскую, хотя полицейский не видел для этого оснований.
Однако, в разгар проверки материалы передали другому следователю — Азамату Турлубаеву, который прекратил опросы сотрудников прокуратуры, и 13 мая 2019 года вынес постановление об отказе от возбуждения уголовного дела по факту противоправных действий правоохранителей.
По данным источников Александра Ткаченко, замена следователя и последовавший затем отказной материал по итогам проверки — результат давления региональной прокуратуры. Свои доводы он направил главе СКР Александру Бастрыкину в июне 2019 года, после чего в центральном аппарате СКР инициировали проведение повторной проверки по делу Юлии Рыжевской.
Исполнителем назначили и.о руководителя Следственного управления Оренбургской области Вячеслава Зудермана. Информацию об этом Ткаченко прислали 4 июля. Под документом стоит подпись заместителя главы СКР Игоря Краснова.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях правоохранителей в Оренбургской области и других регионах России — пишите в рубрику PASMI «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Бастрыкин не смог: подчиненные Чайки задавили следователей и полицию
- Судья, прокурор или следователь — кто ответит за тюремный срок матери двоих детей
- Бастрыкин вызвал панику у прокуроров и полицейских Оренбуржья
- Бастрыкина заинтересовали абсурдный приговор и взятка
- Четыре года тюрьмы за отказ соседке со связями