Четыре года тюрьмы за отказ соседке со связями
Женщине дали срок за миллионный ущерб, которого не было
В Оренбурге мать двоих детей отправили за решетку после того, как они с мужем возвели на своем участке частный дом, который помешал городским властям. Чиновники потребовали снести здание, используя в качестве одного из предлогов прокладку автомагистрали. Однако, строительство трассы оказалось фейком. Но это не помешало осудить собственницу коттеджа за то, что она якобы специально проигнорировала дорожные планы, так и не исполненные мэрией. При этом супруг обвиненной уверен: истинная причина их несчастий в том, что он отказался заплатить в ходе стройки 15 млн рублей посланцам от администрации.
В рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» обратился житель Оренбурга Александр Ткаченко, который параллельно ведет борьбу сразу в двух судебных тяжбах: в гражданском процессе оспаривает решение о сносе своего дома, а в уголовном — добивается пересмотра приговора своей гражданской жене Юлии Рыжевской, которая получила реальный срок по статье «Мошенничество в особо крупном размере». В основу судебных решений, как уверяет собеседник редакции, легли фиктивные документы, предоставленные в суд Департаментом градостроительства Оренбурга. Однако, российская Фемида не любит признавать ошибок и отказывается принимать в расчет новые обстоятельства.
Соседка с претензиями
История Александра и Юлии начиналась весьма обыденно. «В 2012 году мы с женой искали земельный участок для постройки дома, нашли по объявлению в городе Оренбурге — на улице Красногорской, дом 16. Участок был с разрешенным видом использования для ИЖС — индивидуальной жилищной застройки — с уже готовым фундаментом. Мы закупили стройматериалы, набрали кредиты и начали строительство индивидуального жилого дома. Помогали нам родственники», — рассказал журналистам глава семейства.
Предвестником неприятностей стало неожиданное предложение соседки о выкупе участка. Мария Терехина, проживающая по улице Красногорская, 18 и содержащая по этому адресу отель «Усадьба», предложила продать ей землю, видимо, для расширения гостиничного бизнеса. Но в цене стороны не сошлись, и недовольная Терехина, уходя, кинула фразу: «Ну ладно, я вам покажу!».
Супруги не придали этим угрозам значения, хотя позже они узнали, что Терехина давно претендовала на соседские метры: ее муж даже подавал в суд на бывшую собственницу участка, чтобы забрать ее долю. Но реализовать этот замысел удалось лишь частично: в 2008 году суд поделил квадратные метры пополам, что явно не давало покоя Терехиным.
Тем временем, стройка двухэтажного дома с мансардой подошла к концу. В декабре 2013 года здание было оформлено Юлией Рыжевской в собственность в Росреестре в упрощенном порядке, который позволяет не получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию.
Затем, как рассказал Ткаченко, часть дома пришлось продать — из-за финансовых проблем. «У нас накопились долги из-за стройки, дом сделали в 580 кв.м., финансовые силы не рассчитали, и мы решили продать часть долей в доме, — объяснил дальнейшие события Александр. — Первый покупатель попросил построить перегородку в его комнате, сделать душевую кабину и туалет. Мы с женой согласились и все выполнили. Затем приходили еще покупатели и мы так же делали перегородки по их просьбе».
В итоге дом оказался поделен на девять долей, причем все владельцы получили свидетельства о собственности как на долю в доме, так и на землю.
Коррупционные намеки
А в 2014 году на Красногорскую, 16 пришел представитель от Департамента градостроительства и земельных отношений города Оренбурга и объявил, что дом построен незаконно, поскольку он попадает под расширение дороги по улице Степана Разина.
Александр показал чиновнику свидетельство о собственности на земельный участок и на дом, предложив выкупить здание по кадастровой стоимости вместе с земельным участком, если есть такая необходимость. А в ответ, как утверждает Ткаченко, он услышал предложение договориться. «Если не хотите, чтобы мы подали на вас в суд, то есть вариант — платите 15 миллионов рублей единовременно или отдаете в наше распоряжение 1-й или 2-й этаж», — пересказал содержание разговора с сотрудником городской администрации оренбуржец.
А после этой беседы супруги узнали, что Департамент градостроительства подал в суд иск о сносе здания. Представители администрации утверждали, что по улице Степана Разина будет «расширение дороги общегородского значения непрерывного движения», и дом по адресу Красногорская, 16 попадает под это расширение.
Иск был подан 27 августа 2014 года, а в ходе его рассмотрения в суде представитель администрации заявил, что за день до этого — 26 августа 2014 года — городские власти якобы направили в адрес собственников акт обследования их дома. Там было отмечено, что строительство необходимо прекратить, поскольку у домовладельцев отсутствует разрешение на строительство и градостроительный план. Сроков устранения нарушений в этом документе указано не было.
Ткачев уверяет, что никаких предупреждений ни он, ни другие собственники не получал и подозревает, что Департамент градостроительства сделал все уведомления задним числом. Заявитель также обращает внимание на то, что к 2014 году строительство дома не могло быть прекращено физически, поскольку здание было построено еще в конце 2013 года.
«Собственнику земельного участка в соответствии с требованиями ст.48, 49 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса каких-либо разрешений на строительство индивидуального дома не требуется, если строение не превышает трех этажей и не выходит за рамки участка. Тем более, что никаких замечаний ни от администрации Оренбурга, ни от органов, ведущих строительный контроль, в период строительства не поступало», — подчеркивает Александр Ткаченко.
Он уверен, что весь гражданский процесс стал результатом сговора его соседки с чиновниками, поскольку Мария Терехина присутствовала на всех судебных заседаниях, поддерживая исковые требования администрации Оренбурга и утверждая, что соседний дом ей мешает, угрожает здоровью, поскольку построен с нарушением градостроительных норм.
С семнадцатой попытки
Итогом судебного разбирательства в первой инстанции стало решение судьи Оксаны Рафиковой о сносе дома. Экспертиза показала, что первый и второй этажи строения напоминают объект гостиничного типа, что не соответствует типу участка ИЖС. Значит, собственники должны были получать разрешение на строительство, но это противоречит планам по прокладке трассы. Апелляционная и кассационные инстанции эту позицию поддержали, внеся дополнение, согласно которому части собственников разрешается сохранить их помещения, тогда как другим предписывается снести.
А вслед за гражданским последовал уголовный процесс. 9 января 2017 года следователь Татьяна Амирова следственного управления МВД России «Оренбургское» возбудила против Юлии Рыжевской уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Дело возбудили с 17-й попытки, рассказал Ткаченко: до этого постановления подчиненных главы оренбургской областной полиции Александра Нырова отменяла прокуратура Оренбурга за отсутствием состава преступления.
Женщину обвинили в том, что она умышленно нарушила градостроительный кодекс и продала доли, не уведомив покупателей о том, что дом построен с нарушениями. Ущерб, нанесенный ее действиями оценили более чем в 11,2 млн рублей. Причем в основу уголовного процесса легло гражданское дело о сносе дома.
В результате судья Центрального района города Оренбурга Алексей Гурьянов приговорил Рыжевскую к шести годам лишения свободы. Однако, после того, как Ткаченко добился личного приема у прокурора Оренбургской области Сергея Бережицкого, сторона обвинения несколько смягчила свою позицию: на заседании президиума Оренбургского областного суда 14 января 2019 года прокурор запросил для Юлии 4 года в колонии общего режима, и суд с ним согласился.
Неожиданный поворот
Между тем, дорога, из-за которой администрация требовала снести дом, так и не построена, и судя по всему не появится она и в будущем. В июле 2018 года Александр Ткаченко получил официальный ответ из администрации Оренбурга, что планов по расширению проезжей части по ул. Степана Разина нет.
С учетом вновь открывшихся обстоятельств Ткаченко рассчитывает на пересмотр сначала гражданского, а затем и уголовного дела. Правда, в гражданском процессе апелляционный суд Оренбурга, а затем и Президиум областного суда отказались принимать во внимание тот факт, что планов по строительству дороги больше нет, и теперь Александр надеется лишь на позицию Верховного суда.
Тем временем, администрация Оренбурга, похоже, и сама отступает с прежних позиций: в мае 2016 года Департамент градостроительства, по данным Ткаченко, сам отозвал исполнительное производство о сносе дома из отдела судебных приставов.
Кроме того, на сегодня уже истек срок его давности, и, таким образом, оснований для сноса дома нет в принципе.
А 28 декабря 2018 года был уволен начальник департамента градостроительства и земельных отношений города Оренбурга Сергей Бренев. Александр Ткаченко уверен, что это кадровое решение — последствие неправомерных действий чиновника, к которым он привлек внимание.
Но парадокс в том, что Юлия Рыжевская, которую дома ждут двое несовершеннолетних детей, по-прежнему находится в тюрьме за так и не причиненный ущерб, поскольку все собственники по-прежнему живут в приобретенных ими долях в доме и числятся собственниками в Росреестре.
Кстати, в январе 2019 года Александр получил официальное подтверждение из прокуратуры Оренбургской области, что гостиница Терехиной, которая жаловалась на их дом, построена с нарушениями, поскольку она находится на участке под ИЖС, при этом владелица номеров не меняла вид разрешенного использования.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в Оренбургской области или в других регионах России — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале