Промахи, успехи и новации: Администрация Кремля подводит итоги борьбы с коррупцией
В Москве проходит антикоррупционный семинар для российских регионов
Администрация президента проводит в Москве общероссийский двухдневный семинар-совещание по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на который приглашены профильные органы всех субъектов страны. В ходе конференции представители регионов подводят итоги года и делятся успехами в борьбе с коррупцией. О том, какие проблемы антикоррупционеры считают основными, и как они пытаются их решить — в репортаже ПАСМИ с первого дня семинара.
В поисках креатива
Разговор о проблемах и путях их решения — именно так охарактеризовал общероссийское совещание начальник Управления президента России по вопросам противодействия коррупции Андрей Чоботов, открывший межрегиональный практикум.
«Нам необходимы новые креативные идеи, новые предложения по совершенствованию антикоррупционный деятельности», — заявил Чоботов, призвав сформулировать такие рекомендации в ходе работы семинара.
Уникальной площадкой для профессионального общения назвал конференцию и Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Впрочем, сам он на совещании не присутствовал: позицию надзорного органа и практику правоприменения представлял начальник управления по противодействию коррупции Александр Русецкий.
Прокурор отметил, что несмотря на все усилия госорганов, число правонарушений все еще остается на недопустимо высоком уровне: по материалам прокурорских проверок за 9 месяцев текущего года 908 должностных лиц лишились полномочий в связи с утратой доверия.
Декларации в комплексе
На каждой тематической секции вслед за методическими рекомендациями и аналитикой общероссийских тенденций борьбы с мздоимством, которые представляли федеральные спикеры из Администрации президента, ФНС, Росфинмониторинга, Банка России и других ведомств, практическими наработками делились представители субъектов.
За первый день конференции свой опыт на общее обсуждение вынесли докладчики почти из двух десятков регионов. За трибуну приглашались ньюсмейкеры только их тех субъектов, которые самостоятельно ввели какие-либо эксклюзивные методики антикоррупционной практики или же стали пилотной площадкой для апробации реформ.
Так, в Тула в 2018 году стала экспериментальным центром для новой программы по сбору и анализу сведений о доходах и имуществе. «Новая методика буквально перевернула наше представление о том, как можно работать», — рассказал представитель аппарата правительства Тульской области Сергей Никольский.
По его словам, методика, которой ранее пользовалась их область и которая до сих пор практикуется в большей части субъектов РФ, основывается на сравнении справок чиновника за два года. Между тем, новый подход позволяет проводить комплексный анализ: сведения, поданные подотчетными лицами, автоматически сопоставляются не только с прошлым периодом, но и с данными ФНС, ГИБДД и прочих ведомств. После чего электронные карточки служащих и их семей направляются в федеральный центр, и если они возвращаются с замечаниями, на следующем этапе данных декларантов проверяют еще и вручную.
Независимость и взаимодействие
По оценке аналитического департамента Администрации президента, 80% усилий региональных антикоррупционных органов сосредоточено именно на сборе и анализе сведений о доходах, и это нужно исправлять, поскольку такое внимание к одному направлению не позволяет уделять должного внимания другим вопросам. К примеру, выявление конфликтов должностных лиц занимает только 10% в деятельности местных органов, и то — по инициативе прокуратуры или СМИ, а профильные ведомства, зачастую, даже не имеют плана по разработке этой проблематики, отметили ведущие семинара.
Еще одним недостатком, названным в ходе обсуждения, стал низкий уровень взаимодействия региональных структур с федеральным центром. А вот связь с областными властями посоветовали, напротив, свести к минимуму. Представители АП подсчитали, что лишь в трети субъектах страны антикоррупционные органы являются действительно независимым инструментом, а на остальной территории они находятся в прямом подчинении областной власти.
Спорная социология
Насколько эффективной можно считать антикоррупционную политику в России должно определить население, уверены участники семинара. Между тем, методики обработки общественного мнения остаются спорной величиной и продолжают меняться. Сегодня уровень коррупции на местах искусственно занижают за счет того, что данные опросов собирают аффилированные с областными администрациями организации, признали в АП.
Новая техника оценки коррупции была разработана в 2018 и должна быть внедрена в ближайшее время, заявил начальник департамента государственного регулирования Минэкономразвития Алексей Струков. Он пояснил, что в регионы передадут четкие требования по выбору и опросу респондентов, а также единые нормы по анализу итогов социологического исследования. При этом подход к оценке деловой и бытовой коррупции будет разниться.
Печальная статистика
Если о чем сегодня и нет споров — это в том, что самые большие объемы хищений приходятся на сферу государственных закупок. Аналитику последних лет привел аудитор Счётной палаты РФ Максим Рохмистров. Сумма госконтрактов в 2017 году составила около 34 трлн рублей. С учётом того, что ударные темпы приходятся именно на финал календарного цикла, о контрольных цифрах 2018 года говорить пока рано. Хотя сумму нарушений в области применения 44 ФЗ за прошедшие 10 месяцев уже известна — 1 943 млрд рублей.
28 ноября 2018 года в Президент-отеле обсудят программу второго дня общероссийского семинара. Среди ключевых вопросов — деятельность антикоррупционных комиссий в субъектах, контроль за работой госучреждений и предприятий на местах, дифференциация подходов к ответственности за нарушения норм закона и повышение квалификации борцов с коррупцией.
О том, что обсуждали на семинаре АП в 2017 году — в материалах ПАСМИ «Как регионы борются с коррупцией: обзоры и споры» и «Антикоррупционный мастер-класс от Администрации президента».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале